Зульфия Мезенцева
Конспект занятия по социально-нравственному развитию в подготовительной группы «Старость надо уважать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить представление детей о важности дедушек и бабушек в жизни семьи, детей, внуков.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «пожилой человек», «родственник», «семья», «старость»; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения;
2. Учить объяснять смысл пословиц, рассуждать, аргументировать свою точку зрения.
Публикация «Конспект занятия по социально-нравственному развитию в подготовительной группы „Старость надо уважать“» размещена в разделах
- День пожилого человека. Конспекты занятий и бесед
- День пожилых людей, День бабушек и дедушек
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
3. Познакомить детей с традицией празднования Дня пожилого человека.
4. Развивать социальные чувства (эмоции) : сочувствие, сопереживание к близким людям, осознанные доброжелательные отношения; мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
5. Воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать пожилых людей, заботиться о них; воспитывать любовь к бабушке и ее повседневному труду;
Материалы
Схемы: «Жизненный цикл - мужчины», «Жизненный цикл - женщины»; конверты – разрезанные картинки пословицы; Д\ и: «Что радует и огорчает пожилых людей», мяч; волшебная палочка.
Предварительная работа
Беседа: «Лучший помощник для дедушки и бабушки»; Наблюдение дома: чем занята бабушка дома, как она заботится обо всех членах семьи; Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой «Бабушкины руки», Ушинский К. Д. «Дедушка»; Просмотр мультфильмов: «Дедушка и внучек», «День рождения бабушки»; Д/и «Продолжи предложения», «Что радует и огорчает пожилых людей»; Рассматривание семейных фотографий с пожилыми членами семьи.
ХОД
1. Организационный момент Дети стоят на ковре. Перед детьми на мольберте фотографии детей и их близких родных.
- Ребята, отгадайте загадку:
Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная. (семья)
- А что такое семья? ( ОД: семья- это те люди, которые живут с нами в одной квартире. Семья помогает и поддерживает нас. Ведь семья - это самое близкое, что есть в жизни.)
- Мне очень понравились ваши высказывания. Интересно, а кто самым уважаемый, старейший по возрасту родственник в вашем роду? Почему? ( ОД: я думаю….; Я считаю…. ; Я предполагаю….)
- Какие они? ( ОД: пожилые, старые, медлительные, беспомощные, уязвимые, больные, немощные)
- Да, а еще мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители — вам. А как они стали называться с вашим рождением? (ОД это наши бабушки и дедушки)
- Ярослав, как ты думаешь, у ваших дедушек и бабушек были мама и папа? ( ОР: да)
- Кто знает, как называются мама и папа ваших бабушек и дедушек ( ОД: прабабушка, прадедушка)
- Да, я согласна, что бабушки и дедушки – это наши добрые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас, старше ваших мам и пап, и мы должны заботиться о них. Человек, который дожил до старости, заслужил, что бы к нему относились с большим уважением. Как вы уже все догадались, сегодня мы поговорим о ваших любимых бабушках и дедушках. А сейчас предлагаю сесть на свои места и продолжить нашу беседу.
2. Беседа: - Расскажи о своей семье, Артем? (ОР)
- А ты, Дарина, расскажи о составе своей семьи? (ОР)
- Посмотрите, хотя семьи и люди в них разные, обязаны соблюдать чужие права, стремиться жить в дружбе и согласии. Один Мудрец сказал: «Обязанность младших проявлять уважение к старшим по возрасту». Как вы это понимаете? ( ОД: старые люди имеют право на уважение, заботу, любовь, внимание окружающих)
- Как ты думаешь Денис, ты всегда будешь молодым? Почему? ( ОР: нет, пройдет время я вырасту, как папа)
- Егор, выложи на доске схему «Жизненный цикл - мужчины», а ты Мира «Жизненный цикл – женщины» (работа у доски)
- Проверяем, всем известна одна истина: кто сегодня стар, когда-то был молодым, а тот, кто молод, проживет много лет и станет старым. Рано или поздно настанет тот день, когда вы тоже станете пожилыми. Нужно научиться уважать пожилых людей за их мудрость, знания, а главное, тот опыт, который они могут передать нам. Но, к сожалению, иногда нам необходимо напоминать о том, почему так важно уважать старших. Следует относиться к старикам так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.
3. Игра «Продолжи предложения»
- Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. А поможет нам «Мяч-говорун» продолжите предложения:
- «Как мы можем проявлять уважение к пожилым и старым людям… ( ОД: часто звонит по телефону и интересоваться здоровьем. Предлагать свою помощь. Ходить в гости по выходным)
- «Молодое поколение не должно … ( ОД: обижать, унижать, оскорблять своих бабушек и дедушек)
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
4. Работа за столами.
- Работаем в парах. У вас на столе лежат конверты. В нем спрятаны не просто предложения, это пословицы – народная мудрость. Попробуйте собрат и рассказать, что она обозначает?
1) «Не смейся над старым, и сам будешь стар».
2) «Что в детстве приобретёшь, на то в старости обопрешься»
3) «И старость не страшна, коли молодые помогут»
4) «Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой»
5) «Не обижай малого, уважай старого – сам в почете будешь»
6) «Молодости не воротишь, а старости не избежать»
7) «Если бы молодость знала, если бы старость могла»
8) «Детство – зелено, молодость – храбра, старость – мудра.»
9) «Добра желаешь, добро и делай»
(Выбирается пара, они объясняет свою точку зрения. Идет обсуждение)
- Как вы думаете, а подходят эти пословицы для нашей сегодняшней темы?
5. Физкультминутка, сопровождающаяся соответствующими движениями.
«Моя семья».
Раз, два, три, четыре! Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять - Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я – Вот и вся моя семья!
6. Работа с текстом.
- А у меня для вас загадка! Послушайте внимательно!
На столе ее ждал вкусный завтрак, а в портфеле лежала тетрадь с выполненным упражнением. Надя покраснела, потом взяла бабушкины руки в свои и прижала их к себе.
— Бабушка, у тебя самые лучшие руки на свете. Я хочу, чтобы мои руки стали такими же. С сегодняшнего дня я будут помогать тебе во всех делах.
- Я прочитаю вам отрывок из какого рассказа? ( ОД:«Бабушкины руки»)
- Мы сегодня с вами говорили о пословицах. Есть еще одна пословица, слышали наверно «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».
- Какой «урок» можно извлечь из этой сказки? ( ОД: нужно самим все делать и помогать бабушке)
- А эта иллюстрация из какой книжки? ( ОР: рассказ «Дедушка»)
- Лиза, что случилось с дедушкой? ( ОР: его не уважали в семье, перестали сажать с собой за стол)
- Какой он стал, Даша? ( ОР: он постарел, плохо видел и слышал)
- Как поступили с ним сын и невестка? ( ОД: невестка ругала его, а сын обидел)
- Почему его родителям стало стыдно, Влад? ( ОР: потому что сынишка их хотел, когда вырастит, поступать с ними так же, как они поступают с дедушкой)
- Как вы думаете, какой урок можно извлечь из этого рассказа? (ОД)
- Да, родители мальчика, поняли свою ошибку, что пройдет время, они тоже станут такими же старенькими и их подросший сынишка будет точно, так же плохо с ними обращаться, как они ведут себя с дедушкой. Маленький мальчик научил маму и папу уважать старость!
7. Игра «Что радует и огорчает пожилых людей»
- В нашей стране каждый год проходит праздник - День Пожилого человека. В это день всем дедушкам и бабушкам принято говорить добрые слова, оказывать помощь, заботиться о них. Но что радует и огорчает пожилых людей? Мы сейчас узнаем, поиграем в игру. Мальчики подбирают карточки, что огорчает, а девочки, что радует.
- Как нужно относиться к престарелым людям? ( ОД:)
- В чем нуждаются наши бабушки и дедушки? (ОД)
- Что мы можем для них сделать? (ОД)
- А вы уважаете своих стареньких дедушек и бабушек? (ОД)
- А вы знаете, как прошло их детство, юность, какая тяжелая судьба выпала им? Ведь у многих из них детство выпало на военные годы, и не видели они не только красивых игрушек, а даже хлеба вдоволь не ели. А бывают случаи, придет за внуком бабушка в детский сад, а внук ножкой топнет, бабушку толкнет и закричит: «Я хочу, чтоб мама за мной пришла!» и уйдет улыбка с бабушкиных уст и заболит больное сердце … А ведь старость надо уважать.
8. Итог
- У меня есть сюрприз! Это волшебная палочка. Как только вы возьмете палочку в руки, превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем пожилым людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостнее и счастливее. Подумайте, что вы можем пожелать всем пожилым людям, которые живут на земле? ( ОД: пусть они избавятся от болезней; Пусть никогда не умирают; Пусть у всех будет дом; Пусть все хорошо живут;
-Пусть у всех будет обед)
- Какие замечательные пожелания! Как сделать так, чтобы эти добрые пожелания могли услышать или прочитать, как можно больше людей? ( ОД: нарисовать листовки, выпустить газету, нарисовать рисунки)
- Давайте после занятия сделаем выставку ваших рисунков. Вы нарисуете портреты своих дедушек и бабушек, а я помогу вам подписать свои добрые пожелания, а так же пословицы, с которыми мы познакомились на занятии.