Светлана Голова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Жилье русского человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Голова Светлана Анатольевна
Конспект занятия по русской традиционной культуре.
ТЕМА «Жилье русского человека»
Цель: формировать эмоционально положительное отношение к предметам быта в русской традиционной культуре.
Задачи:
1. Расширять представления о быте русского человека (печь, лавка, колыбель, стол, познакомить с их назначением.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию „Жилье русского человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
2. Формировать первоначальный интерес к культуре своего народа в процессе восприятия малых форм русского фольклора (потешки, колыбельные).
3. Способствовать отражению полученных впечатлений в речевой, игровой, музыкальной деятельности.
Оборудование: колыбель с куклой – младенцем, кот игрушка, угощение для детей – оладушки, модель деревянного дома (ширма).
Метод. прием: игра, показ, рассказ, вопросы, ответы детей, художественное слово (потешки, колыбельные, сюрпризный момент.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, бабушка Варварушка нас сегодня приглашает в гости! Она очень соскучилась по своим любимым внучатам! Очень ей хочется вас всех обнять, да приголубить! Хотите пойти в гости к бабушке?
Ответы детей: Да….
Воспитатель: Бабушка Варварушка живет в деревянном доме. Знаете, как он называется?
Ответы детей: Избушка, избенка, изба…
Воспитатель: Правильно, изба. Как увидите бабушкин домик, подойдите поближе к дому, да постучите.
Дети с воспитателем идут к деревянному домику (модель – ширма, стучат. Выходит бабушка Варварушка, радуется приходу внучат.
Бабушка Варварушка: Здравствуйте, мои ладушки, мои лапушки! Вот как много у меня внуков и для каждого ласковое слово найдется!
Что оладушки в меду, наши деточки в дому,
Что оладушки в меду, как сладки яблочки в саду.
Проходите в избу, мои дорогие, да присаживаетесь на лавку. Удобно вам, всем хватило места?
Дети: да.
Бабушка Варварушка: Вот какие лавки дедушка смастерил, что вся семья поместилась. Тут ко мне недавно лиса прибегала, да на лавке отдыхала. Сама легла на лавочку, а хвостик под лавочку. Раньше в старину делали такие лавки, что на них было удобно не только сидеть, но и спать. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Пальчиковая игра «Моя семья»
(проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком)
Этот пальчик папочка, (загибает или разгибает большой пальчик)
Этот пальчик мамочка, (загибает или разгибает указательный пальчик)
Этот пальчик дедушка, (загибает или разгибает средний пальчик)
Этот пальчик бабушка, (загибает или разгибает безымянный пальчик)
Это пальчик я. (загибает или разгибает мизинчик)
Вот и вся моя семья! (понимает руку и распрямляет пальчики)
Пальчиковая игра «Этот пальчик» (загибают пальчики по порядку)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот сразу же уснул.
Тише, пальчик, не шуми (грозят большому пальчику)
И братишек не буди!
Солнце красное взойдет, утро ясное придет,
Будут птички щебетать, будут пальчики вставать! (поднимают руку, распрямляют пальчики)
Бабушка Варварушка: Поиграли ребятки, порадовали бабушку, спасибо. А на чем же вы сидели внучата, запомнили?
Дети: Да, на лавочке.
Бабушка Варварушка: А зачем нужна лавка в бабушкиной избе?
Дети: На лавке можно сидеть, а еще спать.
Бабушка Варварушка: А на чем вы дома спите?
Дети: На кроватках.
(раздается детский плач. Бабушка берет в руки куклу – младенца)
Бабушка Варварушка: Это Ванюша проснулся! (бабушка поет ему колыбельную, но Ванечка плачет) Позову – ка я на помощь кота.
Котик, котик, Котофей, приходи к нам поскорей!
Ты так ласков и хорош, лучше няньки не найдешь.
Песенки мурлычешь, сон и дрему кличешь.
Покачаешь колыбельку – мы дадим тебе сардельку.
(появляется игрушечный кот и качает колыбельку)
Бабушка Варварушка: Внучата, мои дорогие, помогите мне Ванечку успокоить. Спойте для него колыбельную.
(дети с воспитателем поют колыбельную)
Ой, люленьки, люленьки, по небу летели гуленьки.
К нам они летели, мы на них глядели.
Гуленьки прилетели, на березку сели.
А березка скрип – скрип, а наш Ваня спит – спит.
Бабушка Варварушка: Спасибо вам, ребятки, уснул Ванюшка! А вы знаете как называется Ванюшина кроватка?
Дети: Колыбелька.
Бабушка Варварушка: Правильно, колыбелька, а еще ее называют люлька или зыбка. Ее подвешивали к печке, качали в ней деток и, конечно, пели колыбельные песенки. Посмотрите, ребята, что в моей избе занимает очень много места.
Дети: Это печка.
Бабушка Варварушка: Да, это русская печь. А вы знаете для чего она нужна?
Дети: Чтобы было тепло и на ней еду готовят.
Бабушка Варварушка: Верно, на ней можно приготовить еду, она греет избу, на ней можно полежать и погреться. А у вас в доме есть печька? На чем мама еду готовит? (ответы детей) А моя печка и парит, и парит, и греет, и жарит, и лечит. А сейчас я угощу вас оладушками, которые в моей печке приготовились. (бабушка угощает детей оладушками, а дети поют песенку)
Ладушки - ладушки
Испекла нам бабушка вкусные оладушки.
Маслом поливала, детушкам давала.
Маше два, Саше два, Ване два, Тане два.
Всем дала.
Воспитатель: Спасибо, бабушка за угощение. До свидания!
Бабушка Варварушка: До свидания, мои внучата! Приходите ко мне еще, не забывайте меня!