Эльвина Менвапова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Исследователи космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №103 «Аврора»
Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе
на тему:
Воспитатель
Менвапова Э. Э.
Симферополь 2023г.
Цели. Сформировать у детей этого возраста представления о космическом пространстве, планетах; умение отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор; закрепить знания детей о Солнце как о раскаленном космическом объекте; развивать творческое воображение.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе „Исследователи космоса“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
1. Обучающие.
Продолжать формировать у детей понятие «космос», «космическое пространство», учить детей в определенной последовательности располагать планеты, расширять представление детей о многообразии космоса, продолжать знакомить с профессиями людей, работающих в этой сфере. Учить детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Формировать навыки самоконтроля, самооценки.
2. Развивающие.
Развивать мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, мелкую моторику рук. Развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь.
3. Воспитательные.
Воспитывать любовь и бережное отношение к своей планете Земля, как к единственной планете, на которой есть жизнь. Воспитывать гордость за свой народ, за свою Родину. Воспитывать инициативность, аккуратность при выполнении работы, самостоятельность. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
Материалы и оборудование: макет космического корабля, шапочки- маски планет, магниты, железные пластины, шарики на ниточках, настольная лампа, глобус,макет солнечной системы, слайды о космосе. Предварительная работа: рассматривание слайдов, иллюстраций о космосе, загадывание загадок, чтение рассказов, стихов.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Ребята, посмотрите на свои руки! У мальчиков - большие и сильные. У девочек - нежные и ласковые. Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Вопрос: Ребята, вы знаете, в каком городе мы с вами живём?
Ответ: Мы живём в Симферополе.
Вопрос: В какой стране?
Ответ: Мы живём в России.
Воспитатель: Страна Россия – одна из множества стран на нашей планете Земля.
Показывает детям глобус.
Вопрос: Что это?
Ответ: Это глобус-модель Земли, такой её видят космонавты из космоса.
Скажите, пожалуйста, какой праздник отмечается 12 апреля. Правильно День космонавтики. И я, предлагаю вам, сегодня вместе со мной ненадолго отправится в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты.
Дети выполняют упражнения.
Все готово для полета:
(Дети поднимают руки сначала вперед, затем наверх)
Ждут ракеты всех ребят
(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету)
Мало времени для взлета,
(маршируют на месте)
Космонавта встали в ряд.
(Прыжком ставят ноги на ширине плеч, держа руки на поясе)
Поклонимся влево, вправо,
(делают наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон.
(Наклоняются вперед)
Вот ракета полетела
(Прыгают на двух ногах)
Опустел наш космодром.
(Приседают и встают).
- А теперь нужно крепко зажмуриться и громко – громко сказать поехали! Три, четыре!
(Гасится свет, на экране загораются слайды.)
Воспитатель. В необъятных просторах космоса вращается наша планета.
Как называется наша планета?
Как её по – другому, ещё называют? Почему?
Ответы детей. -Правильно, её называют голубой планетой. Она представляет собой огромный шар, большая часть поверхности которого покрыта водой. Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. Наша планета находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ребята, задумывались ли вы, почему день сменяется ночью, а потом приходит опять день? Как мы с вами уже сказали, Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси. Вращаясь, планета подставляет солнечным лучам то одну, то другую сторону. На освещенной половине земного шара – день, на неосвещенной – ночь.
Опыт «Смена дня и ночи».
Опыт с настольной лампой и глобусом. Воспитатель вместе детьми проводит опыт.
Глобус вращают вокруг лампы. Дети наблюдают и замечают, что одна сторона освещена ярче, там день. Другая сторона темнее, там ночь.
Вывод: Земля вращается вокруг своей оси, поэтому происходит смена дня и ночи.
Воспитатель: Планеты на разном расстоянии находятся от Солнца. На одних планетах очень жарко, на других очень холодно. Почему?
Опыт. Дети подходят близко к лампе, и протягивают руки, чувствуют тепло. Уходят подальше от лампы, становится не так тепло.
Чем ближе к лампе вы поднесете руку, тем руке горячо, а если руку держать на расстоянии от лампы, то рука тепла ощущать не будет.
Вывод: Так и в космосе, чем ближе планета находится к Солнцу, тем на ней жарче. Какая это планета? Чем дальше планета находится от Солнца, то на этой планете будет холодно, какая планета дальше всех находится от солнца?
Земля – одна из планет Солнечной системы. Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг – Солнца.
-Ребята, а вы знаете, сколько планет в солнечной системе?
- Назовите планеты Солнечной системы.
-Какая по счету наша планета Земля?
Планет всего девять, все они разные.
1-Меркурий, самая быстрая планета в С. С.
2-Венера, покрыта ядовитыми облаками
3-Земля
4-Марс-покрыта оранжево-красным песком.
5-Юпитер- самая большая в С. с.
6-Сатурн-вокруг планеты кольца из облаков льда и камней.
7-Уран-одна из холодных планет
8-Нептун-темно-синяя планета
9-Плутон-самая маленькая и холодная планета.
Давайте вместе построим макет Солнечной системы. Либо на доске с помощью магнитов либо с детьми. В глубокой космической мерзлоте, на границе солнечной системы, движутся планеты – небольшие тела изо льда, пыли и камней. Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя?
-Что еще находится в космосе? Правильно звезды. Звезды кажутся нам издалека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантски газовый шар, подобный нашему солнцу, который излучает тепло и свет. Созвездие – это узор из звезд, создающих какую-либо фигуру.
Воспитатель. Наш полет продолжается. Ребята вы знаете, кто был первым космонавтом? Правильно. Первым человеком, покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Полет продолжался 1 час 48 минут. Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли. Так выглядел корабль «Восток». Показываю фото
Вопрос: Кто из женщин совершил полёт в космос?
Ответ: Валентина Терешкова.
Юрий Гагарин. Валентина Терешкова
Воспитатель. Ребята, какими качествами должны обладать космонавты, как вы думаете? Правильно они должны быть здоровыми, крепкими, сильными, выносливыми. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
(Проводится игра)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить
Млечный Путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (Телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (Астроном)
Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше всех видна
В небе полная … (Луна)
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (Ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски «астронавт»
А по – русски … (Космонавт)
Воспитатель. Полет продолжается, для проведения некоторых исследований нужно, чтобы человек долгое время находился в космосе. Были придуманы космические дома - орбитальные станции. Спутники, запущенные человеком в космос присылают на Землю снимки нашей планеты и снимки космического пространства. Фото
- Ну, а нам с вами пора отправляться на Землю, ведь на ней нас ждет еще много интересного. В ряду десятилетий, каждый год
Мы метим новыми космическими вехами,
Но помним: к звездам начался поход
С гагаринского русского «Поехали!»
-- Ребята, понравилось вам в космосе? Побывать в космосе, это большое событие, которое дарит множество впечатлений. /Ответы детей/