Елена Кузьменко
Конспект занятия «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Задачи:
Образовательные: Формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать её основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа и природы.
Развивающие: Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами (взволнованное, восхищённое, праздничное, спокойное, радостное).
Воспитательные: Воспитывать интерес к произведениям живописи, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать творческую
активность.
Темочки:
Оборудование:
Сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень И. И. Левитана, произведение П. И. Чайковского «Времена года».
Ход НОД:
Организационный момент:
Дети сидят на стульчиках. Перед ними мольберт, на нём иллюстрации осени.
Воспитатель:
Сегодня наше занятие я бы хотела начать с чтения стихотворения:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Беседа по вопросам:
-О каком времени года говорится в стихотворении?
-Какие осенние месяцы Вы знаете?
-Какой сейчас месяц?
-Какой месяц следующий?
-Какая осень в сентябре? (Ранняя, золотая).
-Какая осень в октябре? (Дождливая).
Какая осень в ноябре? (Поздняя)
-Что стало с листьями на деревьях? Как изменились деревья с приходом осени?
-Куда улетают птицы? А почему как Вы думаете?
-Что делают люди на полях?
-Воспитатель: (показываю детям листок и задаю вопрос) :
-Ребята, посмотрите, какой красивый листок залетел к нам в гости. А кто нам его прислал Вы угадаете послушав загадку.
Вот художник так художник
Разукрасил всё что мог.
Даже самый сильный дождик
Эти краски смыть не смог.
А теперь ответить просим,
Кто художник этот? (ОСЕНЬ)
-Ребята, а какие признаки осени Вы знаете? (Ответы детей)
-А сейчас,дети, листик предлагает Вам поиграть в игру : «Какая осень»
-Давайте встанем в кружок, кому я дам лист тот и должен ответить на мой вопрос
Вопросы:
-Деревья осенью (что делают) – деревья осенью роняют листья;
-Листья осенью (что делают) – листья осенью желтеют и опадают;
-Дождь осенью (что делает) – дождь осенью моросит, идёт;
Урожай осенью (что делают) – урожай осенью убирают;
- Птицы осенью (что делают) – птицы осенью улетают в тёплые края;
-Звери осенью (что делают) - звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Беседа по картине И. И. Левитана: «Золотая осень».
Воспитатель:
- Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Художники разговаривают с людьми без слов – мазками, линиями, цветом. Среди них Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи.
-Пейзаж – это реальный вид какой-либо местности.
- Исаак Левитан любил русскую природу. Все его картины были написаны о природе.
Однажды он гостил у своих друзей и услышал стихотворение А. С. Пушкина
Унылая пора! Очей, очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданья…
В багрец и золото одетые леса!
(Стихотворение прочтёт нам Вика Маколова)
- Левитану понравилось это стихотворение, и он создал целую серию осенних картин. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень»
-Репродукция – это воспроизведение рисунка средствами полиграфии или фото.
Беседа по картине:
- Что находится на переднем плане? (изображена река тихая и спокойная, с зеркально чистой гладью. Она течёт почти бесшумно и едва заметно…
- Что находится слева? (слева от реки раскинулась рощица белоствольных берёз в своём красно-жёлтом пылающем одевании. Под красавицами берёзками пожухлая рыжая травка образовала разноцветный ковёр…
- Что находится справа от реки? (справа от реки художник изобразил небольшую дубовую рощицу, одетую в светло –коричневый наряд…
- Что мы видим вдалеке? (вдалеке, за плотной стеной огненных деревьев, на пригорке, виднеется деревушка – всего несколько маленьких домиков. Перед ней расстилается зелёное поле – это ростки озимых, превратившее его в сочный зелёный коврик. А в вышине в светло-голубом небе плывут гонимые лёгким ветерком белые облака…
Все ли деревья одевают золотые листья? Назовите, какие деревья остаются зелёными? Покажите на картине.
Вопросы к детям:
- Ребята, какое чувство вызывает у вас это произведение – грустное или радостное? (Нам радостно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день и грустно – ведь скоро наступят холода).
- Действительно Левитановская осень, это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. Но он немного и грустный – ведь это красота прощания. Скоро зима.
Физкульт. минутка «Листопад»
Листопад, листопад, листопад,
Листья осенние тихо кружатся,
(кружатся на носочках)
Листья жёлтые лежат,
(выполняют наклоны с движением рук)
А под листьями шуршат,Шурш, Шуршиха и Шуршонок-
(идут по кругу шоркая ногами и произносят звук Ш ш ш)
Папа, мама и Листёнок,
(имитируют подбрасывание листьев вверх)
Шурш, Шуршиха и Шуршонок,
Ш ш ш)
Папа, мама и Листёнок.
(имитируют подбрасывание листьев вверх)
Шурш, Шуршиха и Шуршонок,
Воспитатель:
Осень, это красивое и разноцветное время года, и очень жаль, что скоро мы не сможем с вами любоваться этим разнообразием красок. Скоро наступит зима, выпадет снег и накроет все листочки своим блестящим покрывалом. Я хочу предложить вам сохранить частичку осени, и нарисовать её. Сегодня мы будем рисовать необычные осенние деревья. Необычные они будут, потому что листья на них будут настоящие, только из краски. Вначале мы рисуем ствол, и ветви используя коричневую краску. Затем берём любой листок, кладём его на клеёнку прожилками кверху, и покрываем краской. Затем отпечатываем его на ветке нашего дерева. И такими красивыми, разноцветными листьями покрываем всё дерево. В своей работе используем краски, которые соответствуют окрасу осенних листьев (жёлтый, красный).
(Работа детей, звучит музыка Чайковского «Времена года»)
Воспитатель:
Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились!
Закончить занятие я хочу словами Сергея Есенина:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, листья, разметая, Сгребёт и х все в один ненужный ком…
Скажите, так…Что роща золотая
Отговорила милым языком.
Итог занятия :
-Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии?
- Репродукция, какого художника помогла нам это сделать?
- Изменилось ли у вас настроение после рассмотрения картины?
-Какое задание для вас было самым лёгким (трудным?
-Выставка работ детей.