Мария Корякина
Конспект занятия по шахматам в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по шахматам в старшей группе.
Разработка воспитателя Корякиной Марии Васильевны.
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей со своеобразным миром шахмат, привить им любовь к древней и мудрой игре.
2. Разносторонне развивать ребенка, способствовать его умственному развитию.
3. Закрепить ориентировку в пространстве: направо, налево, спереди, сзади.
4. Обогащение словаря: ферзь, король, ладья, пешки.
Материал:
Публикация «Конспект занятия по шахматам в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Демонстрационная магнитная доска с фигурами, указка, чудесный мешочек, 2 подноса, картинки, дидактический материал, магнитные фишки, шоколадные конфеты, разноцветные шары, напольная шахматная доска, шапочки фигур.
Ход занятия:
Звучит сказочная спокойная музыка. Под музыку заходят дети и воспитатель. Воспитатель: Дети, начинаем занятие по шахматам. (Вдруг кто – то стучится в дверь.)
Воспитатель: Дети, кто – то стучится в дверь. Давайте откроем.
(Заходит Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, дети! Я Незнайка. Куда я попал, в какую страну меня пустили?
Воспитатель: Незнайка, ты попал в Страну шахматных чудес. Наши дети тут учатся играть в шахматную игру. Пожалуйста присаживайся здесь.
Незнайка: Дети, я не знаю ни названия, ни расстановку шахматных фигур, пожалуйста повторите, может я запомню что-нибудь.
Воспитатель: Дети, поможем Незнайке узнать фигуры. (Да.) Сначала давайте повторим названия шахматных фигур (повторяют).
Молодцы дети, скажите пожалуйста сколько пешек должны быть в каждой команде? (По 8)
Воспитатель: Кто подойдет сюда и посчитает пешки. (Подходит ребенок, берет указку и считает чёрных пешек.)
Воспитатель: Незнайка, ты запомнил? (Да-а)
Воспитатель: Незнайка, мы познакомили тебя с шахматными фигурами. А теперь покажем тебе, как они должны стоять на шахматной доске. (В комнате заранее разложена напольная шахматная доска. После объяснения воспитателя ребенок-фигура находит свое место на напольной доске.)
Незнайка, запомни пожалуйста, во главе чёрной армии стоит гордый Король. С правой стороны стоит его правая рука – Королева, т. е. Ферзь. Потом Слоны, дальше стоят Кони, а на самом краю доски стоят Ладьи-охранники, похожие на башни, они укрепляют границы своего Королевства. А перед фигурами стоят пешки – пехотинцы, солдаты своего Короля.
Воспитатель: Незнайка, ты запомнил какая фигура где стоит? (Да, запомнил.)
Физминутка: подвижная игра «Живые фигуры».
Воспитатель: Дети, отгадайте пожалуйста загадки:
1. Кто самый главный в шахматной игре? (Король) Показываю картину Короля.
2. А самая быстрая и сильная фигура кто? (Ферзь) (Показываю картину Ферзя.)
- Незнайка, запомни, пожалуйста, Королеву в шахматной игре называют Ферзем. Про Ферзя люди придумали такую поговорку: «В начале игры Ферзь любит свой цвет». Значит в начале игры белая Королева стоит на белой клетке, а чёрная Королева на чёрной клетке.
3. Если пешка дойдёт до последней линии в кого может превращаться? (в любую фигуру). Правильно дети, вот посмотрите на эту картину - «Девочка-пешка» мечтает стать Королевой.
4. В шахматной игре только одна фигура перепрыгивает через фигуры, это кто? (Конь) Прыжок Коня подобен букве «Г» или на хоккейную клюшку. Кто подойдёт сюда и покажет ход Коня фишками на магнитной доске. Дети, запомните если Конь стоит на светлой клетке, то должен наступить обязательно на тёмной клетке. А если стоит на тёмной клетке, то наступает на светлую клетку.
Воспитатель: Давайте поиграем в дидактическую игру «Чудесный мешочек» (на ощупь должны найти фигуру).
Незнайка, теперь наши дети споют тебе песню «Шахматная страна».
На свете есть чудесная страна,
И зовётся шахматной она.
Который век, наперекор столетьям,
Живёт и здравствует мудрейшая игра.
Каждую фигуру ты запомни,
Это твои верные друзья.
В шахматы играть вы научитесь,
Это ведь гимнастика ума!
Незнайка: Спасибо, дети! Я очень рад, что попал в эту загадочную удивительную Страну шахматных чудес. Мне нужно идти, приду к вам в следующий раз научиться играть. За то, что вы познакомили меня с шахматными фигурами, я угощаю вас конфетами. (Угощает) До свидания! (Дети прощаются с Незнайкой).
Воспитатель: Дети, на этом наше занятие заканчивается. Сегодня мы познакомили Незнайку с шахматными фигурами. В следующий раз мы научим его играть в шахматы. Спасибо всем.