Елена Лобач
«Знакомство с понятием «Корень». Конспект урока по русскому языку во втором классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Родственные слова»
Выполнила: учитель-логопед МКДОУ № 22 г. Аша
Цель: Сформировать понятие родственных слов, ввести понятие корень, развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам (имеют общую часть-корень, близкие по значению слова, находить в слове корень.
Задачи:
к-о: научить учащихся находить родственные слова.
к-р: развитие активного словаря через изучение новых понятий.
к-в: воспитывать самостоятельность через выполнение индивидуальных заданий.
Публикация «„Знакомство с понятием „Корень“, Конспект урока по русскому языку во втором классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Оборудование: презентация.
Словарная работа: родственные слова, однокоренные слова, корень, водомерка.
Ход занятия.
1. Орг. момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно (слайд № 2).
- Всё ли к уроку у вас готово? (Зеркало, тетрадь, ручка, карандаш)
2. Артикуляционная гимнастика
Перед уроком разомнём свои мышцы лица. Сделаем артикуляционную гимнастику.
Возьмите зеркала.
1. Надувам щёчки
2. Чередование улыбка-хоботок
3. Сдуй снежинку с носа
3. Подготовка к восприятию
–Мы продолжаем изучать тайны русского языка. Сегодня, каждый из вас на уроке будет исследователем. Но чтобы начать путешествие мы должны проверить наши знания. ======== Если я употребляю предлог в предложении правильно, то вы киваете головой, а если называю не правильно, то вы качаете головой.
- Сидит в стуле
- Уехал под работу
-Выехал за двора
Молодцы! Справились с заданием, теперь мы можем начать наше путешествие.
Сегодня мы будем исследовать пока неизвестное нам понятие «родственные слова».
Начнём наше исследование с прослушивание рассказа о «гостях воды», (прослушивание аудио-рассказа слайд № 3). Щелк по слайду и далее по мере чтения слов автора. Каждый гость – щелчок.
Собрались у воды родственники: подводник с водицей беседует, водолаз с водопадом на солнышке греются, водитель на гармошке наигрывает, водомерка с водорослями разыгралась, водичка по камушкам на одной ножке скачет, даже сам водяной пожаловал. Все старуху - воду ждут. Вышла мудрая вода на крыльцо. Глянула на гостей, и сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.
4. Объяснение нового материала.
-Кто же был чужак среди гостей?
- По каким признакам вы определили гостя? (Слово «водитель» «уезжает» с машиной)
- Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Тема сегодняшнего урока «Родственные слова» (слайд № 4, 5)
-Какие слова можно считать родственными?
-Что такое однокоренные слова?
-Что называется корнем слова?
-Давайте вспомним, кто приходил в гости к воде?
(Подводник, водица, водолаз)
(Учитель записывает слова, которые вспомнили ученики, на доске, выделяя корень). Ученики списывают слова в тетрадь, выделяя корень.
-Запишите в тетрадь по памяти еще несколько слов с этим корнем (выделяя корень).
-Ребята, кто может объяснить значение слова «водомерка»?
Водомерки небольшие (от 2 до 34 мм) насекомые с тонким вытянутым телом и длинными ногами. Быстро скользят или свободно ходят по поверхности воды (отсюда название) (слайд № 6).
Составить предложение со словом водомерка.
Используя предлог.
5. Гимнастика для глаз
Круг.
Представьте себе большой круг. Обведите его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Квадрат.
Представьте себе квадрат. Переведите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотрите в углы воображаемого квадрата.
6. Закрепление
Работа по карточкам.
Задание: Прочитай. Назови однокоренные слова, выдели корень слова. Поставь ударение. Какие слова нельзя считать однокоренными?
Учитель разбирает вместе с учениками первую строчку задания.
(Согласование в роде и числе, прил+сущ)
С одним из однокоренных слов из каждой строчки, придумать словосочетание.
Например: Храбрый моряк
7. Подведение итогов
С какой темой мы познакомились сегодня?
Какие моменты урока показались вам трудными? Почему?
Сформулируйте, как понимаете термин "однокоренные (родственные) слова"
Приведите 2-3 своих примера таких слов.
Что узнали нового?
Выставление оценок.