Людмила Хиценко
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Золотая хохлома» для старшего дошкольного возраста
Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.
Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей. Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи. Закреплять навыки рисовании элементов узора «Ягодки» : «брусничка», «смородинка», «рябинка», умение пользоваться «тычком».
Публикация «Конспект занятия по рисованию в старшей группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать художественный вкус, наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их средствами рисунка. Закреплять умение составлять композицию. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев. Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки, кустики, брусничка);
Необходимый материал:
иллюстрации из альбома «Золотая Хохлома»; выставка изделий хохломы; силуэты разделочных досточек из желтой бумаги, акварель, кисти, ватные палочки, политры, салфетки (на каждого ребенка)
Ход занятия.
(На доске размещены иллюстрации хохломской росписи, на столе хохломская посуда).
Воспитатель: Посмотрите, посмотрите, сколько яркости вокруг. Разве это не красиво?
Аж захватывает дух!
Ребята, посмотрите на эту выставку! Полюбуйтесь какая здесь посуда расписная!
(дети рассматривают выставку)
Воспитатель: А теперь послушайте, что вам расскажу. Когда-то давным-давно жил в лесу за Волгой мужичок-умелец. Там он в лесу себе
избу поставил, и стол себе сделал и лавку, да деревянную посуду на стол вырезал. Варил он себе пшённую кашу, сам ел и птиц лесных кормил. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и её из своей посуды кашей угостил. И вот в благодарность, за то, что мужичок ее накормил, птица эта дотронулась золотым крылом к деревянной чашке с кашей, и чашка стала золотой.
Ну конечно же, это сказка такая.
А на самом деле, золотая роспись посуды началась у древних мастеров-живописцев.
Посуду такую сложно было делать. Сначала они вырезали из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывали глиной, а чтобы дерево не впитывало краску, покрывали еще и льняным маслом, натирали алюминиевым порошком, и расписывали посуду красивым растительным орнаментом, который брали из природы (это цветы, ягоды, листочки, травка). Затем снова покрывали маслом и, наконец, обжигали в печи. И вот после такого обжига посуда превращалась в «золотую».
В те давние времена не было магазинов. Ребята, как вы думаете, Где же люди продавали и покупали такую посуду?
Дети: На ярмарке.
Воспитатель: Правильно, ребята, на ярмарках. Готовые изделия мастера везли на продажу в крупное торговое село Хохлома, которое находилось в Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название.
А давайте и мы сегодня с вами отправимся на ярмарку, но в качестве не покупателей, а мастеров.
И я предлагаю нам с вами расписать разделочные досточки узорами хохломской росписи.
Ребята, пройдите к доске, мы сейчас с вами рассмотрим и вспомним основные элементы хохломской росписи.
Как вы думаете, почему говорят -золотая хохлома?
(встречается золотой цвет).
А какие еще основные цвета используют хохломские художники?
(Красный, черный, золотой)
Воспитатель: правильно, ребята, вот мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи.
Теперь предлагаю вам вернуться в нашу мастерскую художников и расписать наши досточки знакомыми узорами.
Каждая досточка будет неповторимой, авторской работой.
Давайте я вам покажу как рисовать узоры, которые вы сможете повторить на своих досках. (Показ и объяснение рисования элементов и узоров) (завитки, веточка, брусничка, лепесточек)
Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать.
А теперь давайте с вами вместе разомнем ладони и пальцы. Приготовим руки для работы и скажем волшебные слова.
(Произносим вместе с детьми) (хором) :
Руки, пальцы, помогите,
Рисовать скорей
начните!
(Дети рисуют под русскую народную мелодию)
Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные досточки с элементами хохломской росписи. Какие вы все молодцы! Так хорошо поработали!
А теперь предлагаю нам устроить ярмарку ваших работ.
(Все работы выкладываются на стол, дети рассматривают их.)
Выберите тот поднос, который вам больше всего понравился и расскажите почему вы выбрали именно эту работу, чем она вас привлекла.
А волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума.
Ведь чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома!
Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Чему мы научились?