Лариса Крятунова Николаева
Конспект занятия по рисованию в старшей группе по теме «Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию в старшей группе.
Тема : "Хохлома".
Цель: Продолжать развивать интерес детей к продуктивной деятельности по средствам занятий по рисованию. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже); установление сходства и различия предметов и их частей. Продолжать знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством Развивать декоративное творчество детей.
Публикация «Конспект занятия по рисованию в старшей группе по теме „Хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Задачи:
Обучающие: Продолжать учить детей выделять композицию хохломского узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка, называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом) - рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе.
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами. Развивать умение видеть сходство и различие хохломы от других видов декоративно – прикладного искусства.
Воспитательные: Продолжать воспитывать познавательные мотивы в изобразительной деятельности, интерес и желание заниматься как самостоятельно, так и во время занятий под руководством педагога. Поощрять активное участие в творческой изобразительной деятельности. Формировать детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Материал: Хохломские изделия с простыми узорами, полоска чёрной (жёлтой) бумаги, лист белой бумаги для упражнений на каждого ребёнка, гуашь разных цветов (зелёная, жёлтая, красная, чёрная, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребёнка).
Предварительная работа: Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (ИКТ – «Путешествие на фабрику хохломы», рассматривание иллюстраций, беседы о хохломской росписи, выставка «Золотая хохлома» (рассматривание изделий,журнал «Декоративно-прикладное искусство. Хохлома».
Методические приёмы: объявление темы работы, показ рационального способа использования красок (сначала рисуем светлыми тонами, постепенно приближаясь к чёрному – жёлтый, красный, зелёный и чёрный, показ создания рисунка, индивидуальная помощь и анализ готовых работ, выставка творческих работ детей.
Дифференцированный подход: Напомнить Денисе К., Артёму, Олегу, Владе и Ксюше Ч. Как правильно держать кисть (за железную юбочку) и в какой руке. Обратить внимание Никиты, Артура, Вадима и Андрея на правильное отжимание кисточки о край баночки с водой (без брызг).
[b]Ход занятия:[/b]
Воспитатель: (загадки про хохлому):
1. Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это (Хохлома)
2. Вся золотисто - краснолика.
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Напоминает. (Хохлома).
Воспитатель: Это загадки про хохломскую роспись.
(В группе организована выставка предметов прикладного искусства «Хохлома»)
Воспитатель: Обратите внимание на новые предметы, появившиеся в нашей группе – это предметы народного декоративно прикладного искусства. Давайте подойдём ближе и рассмотрим их внимательнее.
b]Воспитатель: [/b]Вы уже обратили внимание на то, что это предметы посуды, а из какого материала они сделаны? (ответы детей)
- Правильно, это посуда сделана из дерева, обратите внимание как красиво она украшена, краски яркие и сочные. Какие цвета использовали художники при оформлении этой посуды? (ответы детей)
- А какой цвет основной? На какой цвет наносится рисунок? (ответы детей)
-Правильно, он яркий жёлтый, золотистый. Именно поэтому хохломские изделия и называют золотыми. Отсюда и идёт название «Золотая хохлома».
Свое название она получила от названия села Хохлома (рассматриваем с детьми предметы хохломской росписи).
Воспитатель: Мы с вами познакомились с предметами хохломы и сейчас мы отправимся на фабрику народных мастеров, где узнаем, как эти предметы изготавливают.
-Раз, два, три, на экран скорей смотри (ИКТ – виртуальная экскурсия на фабрику хохломской росписи)
В процессе «экскурсии» обращаю внимание детей на золотое окрашивание изделий, на колорит, композицию, элементы, присущие только этому виду росписи, строение узоров – ритмичное расположение одинаковых элементов.
Воспитатель: Обратите внимание, как мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, какие яркие и спелые ягоды, тонкие травинки.
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия. Отгадайте–ка, ребятки, что это за посуда не простая, а точно золотая! С разными завиточками, с ягодками и листочками (ответы детей).
- Правильно, это хохломская посуда.
Физкультминутка:
Хохлома, да хохлома (руки на поясе – повороты туловища вправо и влево)
Наше чудо дивное! (руки поднять вверх и через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх и через стороны опустить вниз)
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх и через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх и через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе – повороты туловища вправо и влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх и через стороны опустить вниз)
Воспитатель: Мы были в гостях у мастеров золотой хохломы, а сейчас и мы с вами превратимся в таких мастеров. Для начала давайте вспомним цвета, которые используют мастера хохломской росписи. (ответы детей)
Воспитатель: Красный – огонь, любовь, преданность; золотой – солнце, свет, тепло; чёрный – земля, торжественность; зелёный – жизнь.
- А сейчас занимайте свои места и берите в руки волшебные кисти
вспоминаем, как правильно нужно её держать –рука находится на весу над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге.
(Уточняем с детьми последовательность работы)
- Смотрите внимательно, как нужно рисовать красивый элемент хохломы – «травку». Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем небольшое закругление. А какие элементы мы можем ещё нарисовать? (ответы детей).
- Правильно, ягодки. Как же мы будем это делать? (ответы детей)
- Правильно, берём яркую красную краску и опять концом кисточки рисуем небольшие ягодки, прикрепляя их к травке и аккуратно закрашиваем, не выезжая за края – ягодки должны быть маленькими, аккуратными, красивыми.
Воспитатель: А теперь возьмём свои волшебные листочки и кисточки. Мы превратились в волшебных художников. Давайте выполним теперь эти этапы работы самостоятельно.
В конце занятия все рисунки рассматриваются вместе с детьми, отмечаем успешные решения.
Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим наши красивые узоры. Какая работа больше понравилась? Почему? (ответы детей)
- С какой росписью мы сегодня с вами познакомились? Куда мы с вами путешествовали (ответы детей).
Воспитатель: Какие из нас получились отличные мастера, какую красоту мы сегодня создали! А давайте мы поделимся своей красотой с другими? Что нам надо для этого сделать (ответы детей)
- Правильно, мы с вами устроим ярмарку золотой хохломы и выставку наших работ в приёмной группы, пусть все гости полюбуются и порадуются вместе с нами.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую красоту!