Лидия Авилова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе: «Что можно сделать хорошего?»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрируемые области:
Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Задачи: 1. Учить пересказывать небольшой рассказ с опорой на вопросы.
2. Познакомить с пословицей «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить».
3. Развивать умения отвечать полным ответом, правильно строить предложения.
4. Воспитывать в детях чувство ответственности, заботы о других людях, умение правильно оценивать поступки других.
Словарная работа: поступок, дело, мысль, няня, сестренка, щенок;
задумчивый, мудрый, добрый, заботливый;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе: „Что можно сделать хорошего?“» размещена в разделах
защищать, помогать, тонуть, вытаскивать, думать.
Индивидуальная работа: упражнять Тимофея, Катю, Максима в составлении распространенных предложений.
Предварительная работа: чтение рассказов В. А. Осеевой «Синие листья», «Три товарища», «Сыновья», «Волшебное слово»; беседы о дружбе, о заботе, о добрых «волшебных» словах, о жадности, о помощи друг другу; знакомство с пословицами: «Кто скоро помог, тот дважды помог», «Одна ложка дегтя портит бочку меда», «Добрый человек добру и учит», «Всяк человек по делу познается».
Оборудование: выставка книг с рассказами В. А. Осеевой.
Ход занятия:
Ребята, вчера вечером, на итоговом сборе, мы с вами говорили о том, кто что сделал хорошего за сегодняшний день, и вспомнили немало добрых дел:
кто-то из вас помог другому завязать шнурок на кроссовках, кто-то помог воспитателю младшей группы построить ребятишек в колонну, чтобы уйти с прогулки, кто-то поделился интересной игрушкой. Правда, были у нас и маленькие неприятности, но всегда хочется помнить только хорошее. А как вы думаете, трудно ли придумать хорошее дело? (Ответы детей). Мы с вами читали уже несколько рассказов, которые написала Валентина Александровна Осеева. Давайте вспомним их. (Дети называют, но при необходимости надо им помочь вспомнить). А сегодня я предлагаю прочитать еще один ее рассказ, который называется «Хорошее».
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Учет времени
Читает рассказ
Слушают рассказ
1мин. 15 сек.
Проводится беседа по прочитанному. Воспитатель задает вопросы:
- Как вы думаете, ребята, сумел ли Юра сделать что-нибудь хорошее?
- Давайте вспомним, что же он думал?
- Скажите, пожалуйста, а была ли у него возможность сделать хорошие дела?
- К кому обратился мальчик за советом?
- А что посоветовала ему мама?
- Как вы считаете сделает Юра как посоветовала ему мама?
- Действительно, очень хочется верить в то, что мальчик сделает все то, о чем его просили. Ведь доброе, хорошее дело совсем необязательно должно быть героическим, но оно обязательно должно быть кому-нибудь полезным и нужным. Не надо ждать, когда тебя о чем-нибудь попросят, надо уметь самому видеть, где нужна твоя помощь.
- А помните, мы свами знакомились с пословицами, которые придумал народ. Например, «Кто скоро помог, тот дважды помог», «Добрый человек добру и учит». Кто еще вспомнит какие мы учили?
-Правильно! А сегодня я познакомлю вас с еще одной пословицей: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить». Можно ли отнести ее к нашему рассказу?
- Правильно! Молодцы!
- Теперь, давайте отдохнем, вспомним нашу физминутку про хорошие дела. Встаньте на ноги, начинаем!
-В понедельник я купался,
А во вторник — рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал!
- Ребята, а теперь, давайте прочитаем рассказ еще разок и попробуем рассказать его, кто как запомнил. Слушайте внимательно!
Рассказ читается еще раз.
- кто же попробует пересказать нам этот рассказ про мальчика Юру? А мы, конечно же, будем помогать.
- Ребята, а чей пересказ вам понравился больше? Почему?
- А мне понравились ответы (называются имена детей, наиболее отличившихся, но все вы работали активно, старались, вы – большие молодцы!
- А давайте-ка, подумаем, что хорошего мы сможем сделать сегодня?
- Правильно, оглядимся вокруг, и обязательно найдем, что же сделать хорошего.
Занятие закончено. Спасибо вам за работу.
Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.
- Нет, он все время только думал.
- Придумывал, как кому-нибудь помочь.
- Да, его просила сестренка погулять с ней, няня просила помочь убрать посуду, а щенок Трезор хотел пить. Юра не обратил на них внимания.
- К маме.
- Погулять с сестрой, помочь няне, напоить щенка.
- Да.
- «Всяк человек по делу познается»
- Можно, потому что Юра много думал, а не делал.
Изображают плавание
Изображают рисование
«Умываются»
Бег на месте
Прыгают
Кружатся на месте
Хлопают в ладоши
Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.
2-3 ребенка рассказывают.
Рассказы их при необходимости дополняются другими детьми.
Дети отвечают, объясняя свою оценку.
- Убрать игрушки, подмести участок…
10 мин.
1 мин.
1мин. 15сек.
5 мин.
3мин.