Евгения Кобзева
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «Январь рождественский»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию на тему «Январь рождественский»
Программное содержание:
• социокультурное развитие дошкольников, посредством приобщения детей к обычаям и традициям русского народа;
• развивать речь, внимание, память, мышление, положительные эмоции;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе „Январь рождественский“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• воспитывать уважение, интерес к русским традициям, к русскому фольклору, чувство коллективизма;
• расширять и углублять представления детей о старинных русских обычаях; расширить знания о празднике Рождестве;
• закрепить знания детей о зиме и ее приметах;
• закрепить образование уменьшительно-ласкательных существительных;
• развивать зрительное внимание и память;
• учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения, учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора;
• развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.
• расширять и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и др.) .
• совершенствовать технику рисования концом кисти; развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
• активизация словаря: эскиз, мастерица, кружево, палочки-коклюшки, колядки.
Оборудование и материалы:
• презентация, мнемотаблица.
• музыка и декорация к театрализации;
• снежинки, мяч, кисточки тонкие, краска белая гуашевая, лист фиолетового цвета.
Логика развития занятия.
- Сегодня на улице морозно. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это солнце. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.
Сегодня у нас в группе гости. Мы согрели их нашими улыбками. А теперь давайте поздороваемся с ними и присядем на свои места.
- Ребята, отгадайте загадку:
«Знакомы нам её угрозы.
Она всем нам грозит морозом.
Хоть в снег закуталась сама
Кто гостья грозная?»
Дети: зима.
- Верно.
Идет волшебница - зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на ветках дубов.
Легла волнистыми коврами.
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою.
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы. А. С. Пушкин
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Верно это снежинка. Кто же нам прислал снежинку? Какие они – зимние снежинки?
- Когда падает много снега кругом, как это называется?
– Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный укусит и защиплет за щёчки, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вам нужно подобрать характерный рисунок к названному явлению (ребёнок подходит к доске, выбирает соответствующий рисунок-символ, называет, прикрепляет).
Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются… Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится… .
- Да, ребята, зимой все покрыто белым снегом, а мы сейчас поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы должны закончить строчки словами похожими на слово «Снег»
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки серебристые (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает (снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка (Снегурка)
На снегу – то, посмотри с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
- Сейчас я буду раздавать снежинки каждому, но не просо так, а нужно будет поиграть. Для этого предлагаю встать в кружок как вначале занятия. Я буду кидать мяч и называть слово, а вы будете говорить это слово ласково и возвращать мяч.
Снег-снежок Сосулька – сосулечка
Мороз- морозец
Ветер- ветерок Горка – горочка
Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
Педагог раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
– Давайте заставим наши снежинки кружится (стоя в кругу). Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Педагог следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
- Снежинки улетели и пригласили нас присесть на свои места и поиграть дальше.
- Давайте, ребята, вспомним какие зимние месяцы вы знаете? (показать картинки). Сегодня я вам расскажу о январе. Январь-2й месяц зимы.
«Солнце на лето-зима на мороз» - гласит народная пословица.
Январь, по старинному присловью, принято было называть «крышей зимы», «шапкой». Очень правильно сказано - «шапка». Если зайти в хвойную чащобу, оступиться, то вот уже целая шапка нависла над тобой. Присмотришься, и увидишь на снегу много-много следов. Догадайтесь, чьи это следы на снегу.
Д/ игра: «Догадайтесь по следу».
Пальчиковая игра (поиграем «В следы» пальчиками) :
Животных следы мы как книгу читаем.
В лесу кто живет мы легко отгадаем:
Вот лисьи следы,
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это – оленьи.
Какое большое в лесу население!
Ладонями рук дети изображают открытую книгу.
Закрывают «книгу».
Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных.
Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз.
- Ребята, Январь- это снег, холод, стужа. Все приметы января связаны с морозом. Какие народные приметы о январе вы знаете?
1. Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают. Денис
2. Если звёзды блестят ярко – к стуже, мало звёзд на небе – к ненастью. Элина.
3. В январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший. Варвара.
4. Дрова горят с треском – к морозу. Саша
5. Зайцы держатся около жилья – к морозам. Айлина.
- действительно, не зря говорят, что в январе и горшок на печи замерзает.
Театрализация.
Кроме Нового года народ отмечает Рождество Христово. Это религиозный праздник. (Само слово, Рождество, говорит о том что кто- то родился. По библейской легенде, 7 января, у Пресвятой Девы Марии, в городе Вифлееме родился, Иисус Христос – Сын Божий). После Рождества Христова на Руси начинались Святки. От избы к избе ходили колядовщики. Парни и девчата рядились ходили по домам поздравляли с праздником.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас,
Встретим мы его у нас!
Пойдёмте, ребята, калядовать.
В доме сидят дед с бабой.
Дед: А помнишь, баба, как раньше было весело? Когда мы были молодыми ходили по избам, колядки пели, хозяев величали. Святки справляли.
Баба:
-А помнишь, сколько ряженых было?
Сейчас, наверное, люди и не знают, что такое Рождественские святки. А святки начинались с Рождественского сочельника.
Ой, кто – то стучится в дом. Да это колядовщики.
Дед:
Зачем пришли?
Дети отвечают: колядовать.
Колядовщик. Айлина.
- Позвольте в горницу зайти. Здравствуй хозяин, добрый вечер, хозяюшка! Во горенку войти да на лавочку сесть.
На лавочку сесть да песенку спеть.
Хозяин с хозяюшкой, слезайте с печи
Зажигайте свечки,
Открывайте сундучок,
Вынимайте пятачок.
Колядовщик Даша Нугаева
Нынче Ангел к нам спустился
И пропел «Христос родился!»
Мы пришли Христа прославить
А вас с праздником поздравить.
Колядовщик Варвара.
Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком.
Колядовщик Элина.
Ты нас будешь дарить-
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить
Мы будем корить.
Коляда, коляда
Подавай пирога.
Колядовщик Денис.
Я – маленький мальчик,
Сел на стульчик,
В дудочку играю,
Всех поздравляю,
С Христовым Рождеством.
Дед:
- Порадовали нас гости дорогие. Вот вам угощения. Милости просим.
Колядовщик6
Спасибо этому дому,
Пойдем к другому!
Проходят на свои места.
- Долго кружились сегодня снежинки. И на рождественских колядках успели побывать. А вам нравится рассматривать снежинки или оконное стекло, покрытое ледяным узорами?
- многие верят, что такие чудеса случаются, если в окно заглянула Снежная королева, пролетая над нашим детским садом. От её холодно дыхания и распускаются на окне чудесные ледяные цветы, вырастают морозные веточки и листочки. Презентация.
На окне, серебряном от инея
За ночь хризантемы расцвели
В верхних стёклах – небо ярко-синее,
И застреха в снеговой пыли.
- Ребята, я вам приготовила изображения кружевных салфеток и платков.
- с Давних времён в городе Вологда создавали эту красоту мастерицы-кружевницы (репродукция Тропинина «Кружевница»)
- В избе у тёплой печи сидит девшка-мастерица. Смотрит она морозный узор и старается создать такой же в своём кружеве. Быстро мелькает у мастерицы в руках палочки-коклюшки с намотанными на них нитками.
- На специальной подушке – рисунок узора, который она собирается плести. Надо быть внимательной и аккуратной. Ошибёшься, перепутаешь нитки – придётся начинать работу заново. Закрепляет мастерица булавками несколько нитей по краю рисунка и начинает перекладывать тонкие коклющки в тонкие косички.
- Предлагаю нарисовать вам красивы морозные узоры для января – месяца.
Вы будете мастерами и мастерицами. Для того, чтобы придумать свой узор внмательно рассмотрите на образце перед вами элементы узора – в виде цветочка, лепестка, где есть такие элементы, как кружочки, точки, подводка по контуру. Инструментами будут вам служить кисть и краски. Следует рисовать узор концом кисточки.
- Молодцы! Какие красивые узоры у вас получились. Да все разные.
- А пока рисунки-узоры для января месяца сохнут на столе, пройдём к доске в полукруг, для того, чтобы вспомнить, где успели покружится снежинки и на каком празднике мы сегодня побывали?
- О каком времени года мы говорили?
- всё верно, мы вспомнили зиму, её приметы. Говорили о январе, поиграли в колядки и сделали подарок для волшебного января-месяца в виде «вологодского» морозного узора. На этом занятие завершилось. Прощаемся с гостями. И уходим в группу.