Инна Мартынова
Конспект занятия по речевому развитию в старше-подготовительной группе «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину
- формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
- закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица, названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старше-подготовительной группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
-учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;
-приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;
Предварительная работа:
Рассматривание картин про богатырей, чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Изобразительная деятельность: рисование: «Русский богатырь», «Щит богатыря»; лепка «Богатырский конь».
Словарная работа:
Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.
Оборудование:
Репродукция картины Васнецова «Три богатыря», картинки с элементами одежды, оружия; сказателей; музыкального инструмента– гусли.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы!
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. В древнерусское государство.
- Закроем глаза и представим, что мы с вами попали в прошлое.
Открываем свои глаза (звучит музыка)
Садятся на свои места.
Слайд 1: картинка Древней Руси.
Воспитатель:Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавна на этой земле жили славяне. Их соседи часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство и назвали его Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри.
2. Беседа о богатырях
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).
- Из каких произведений мы про них узнали?
-А как вы думаете, что такое былина?
-Кто рассказывал былины?
-Под какой музыкальный инструмент?
3. Воспитатель: Подвиги русских героев-богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Три богатыря». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.
Воспитатель:- Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря.)
- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец.)
- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.)
- Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)
- Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.)
- Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью.)
- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)
- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.)
- Главным другом богатырей был конь. Снаряжение на лошади называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло.)
- Можно ли богатырей назвать друзьями? Почему? (Богатыри защищали Русскую землю, берегли ее от врагов.)
-Я приглашаю вас войти в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока играет музыка, оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте, какие звуки мы можем услышать в картине, какие запахи почувствовать (Слушание произведения А. П. Бородина)
- Расскажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка? (тревожное, печальное, грустное.)
4. Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков : (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
5. Чтение отрывка былины «Как Илья из Мурома богатырём стал» и его пересказ.
Воспитатель: Ребята, недавно я вам читала былину «Как Илья из Мурома богатырём стал». О ком она?
Сегодня я прочту отрывок о том, как Илья-богатырь на ноги встал.
Воспитатель: Кто пришёл к дому Ильи?
Что сказали странники?
Что ответил им Илья?
Как появилась у Ильи сила богатырская?
Как он силу почувствовал? Что с ним происходило?
Ребята, как вы думаете, а для чего была дана Илье сила богатырская?
Чтение отрывка ещё раз.
Пересказ.
6. Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей.
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (Кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (Шлем)
- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч (Меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)
7. Игра «Собери богатыря в дорогу»
Надо собрать богатыря в путь-дорогу. Дети выбирают детали костюма, снаряжение (картинки, которые подходят русскому богатырю. Объясняют, для чего нужны эти вещи богатырю.
8. Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:
- Какие вы знаете пословицы? Что они означают?
Тяжело в ученье, легко в бою
Сам погибай, а товарища выручай.
Жить – Родине служить.
Кто смел – тот на коня сел.
Один в поле не воин.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Один за всех и все за одного.
8. Подведение итогов
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Вот и пора нам возвращаться в детский сад. Вставайте в круг. Закрывайте глаза. Звучит музыка.
Воспитатель: Вот мы и опять в нашем саду. Понравилось вам путешествие?
А что больше всего понравилось?