Получи документы

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Алёнушка в Гостях у детей»

Татьяна Харитонова
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Алёнушка в Гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи: Развивать связную речь детей: обогащать словарный запас, развивать речевую активность детей, формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. Звуковая культура речи: совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове. Грамматический строй речи: помогать правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы, поэтому и т. д.). Подготовка к обучению грамоте: упражнять в составлении предложений, учить детей делить слова на слоги. Учить выделять последовательность звуков в славах и составлять схемы слов.

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Алёнушка в Гостях у детей“» размещена в разделах

Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление. Обобщить знание пословиц; развивать интерес к пословицам, сказкам, воспитывать любовь к речи; вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность. Учить узнавать сказку по загадке. Развивать творческие способности детей. Активизировать познавательный интерес к кукольному театру. Обучать элементарным действиям с куклой. Развивать у детей выразительность жестов и мимики, творческое воображение. Учить детей выразительно передавать диалоги персонажей, учить сопровождать действия репликами персонажей, согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Оборудование: Пеналы с фишками для составления схем предложений и слов. Костюм для Алёнушки, корзинка, в которой лежат задания, написанные на цветах, вырезанных из цветного картона. Магнитофон, музыка. Книги с русскими народными сказками: «Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Гуси – лебеди». Игрушки бибабо: козочка, три собаки, кошка, олень, мышка. Цветы, изготовленные из бумаги: нарцисс, мак, розочка, сирень, хризантема. Ширма для показа театра. Шапочки лисы и волка; ведёрко с рыбой; пенёк; буквы для составления слова «ИВАНУШКА»; кукла – Иванушка в русском костюме; связка бубликов.

Предварительная работа: Заучивание пословиц. Чтение русских народных сказок. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения, работа по воспитанию творческой выразительности голоса, воспитания «монологической» речи, обучению управлению кукол – бибабо. Упражнения на развитие выразительной мимики, подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. Знакомство с текстом сказки и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит). Изготовление с детьми необходимого реквизита: цветы.

Ход занятия:

В. : Ребята, смотрите, я нашла коробочку! Интересно, что в ней находится? (воспитатель заглядывает в неё). Становитесь, ребята, в кружок, чтобы было всем видно. А чтобы открыть коробочку надо ответить на вопросы:

- Как жужжит жук?

- Как шипит змея?

- Как рычит лев?

- Как воет волк?

- Как пыхтит каша?

- Что мы сейчас произносили? (Звуки.)

- Правильно. У нас в гостях звуки (воспитатель достает звуки).

Ребята, а на какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные). Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются, при произношении встречаются преграды: зубы, язык, горло, губы). Давайте назовём гласные звуки (дети называют). Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).

Давайте поиграем. Я буду говорить твёрдый звук, а вы мягкий.

Проводится Игра «Звуки».

- Пришло время пополнить коробочку-копилочку новыми словами. И сегодня мы её наполним словами со звуком (м) или (мь). Звук может находиться в начале, в середине и в конце слова. Произнести слово в копилку громко или тихо, а можно прошептать слово на ладошку, и бросить его в копилку. (Детям предлагается определить на слух, где находится звук: в начале, в середине или в конце слова.)

– Молодцы, ребята, пополнили копилку новыми словами.

- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Их в мире очень много

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

И там живут герои

И дарят нам тепло

И пусть добро навеки

Побеждает зло! (Сказка).

- Правильно, молодцы! Давайте поиграем в игру: «Разбери слово» и разберём слово «СКАЗКА».

- И так, посчитайте, сколько слогов в слове? (Два). Назовите первый слог, второй. На какой слог падает ударение в этом слове? (На первый).

- Теперь поработаем дальше с фишками, приглашаю вас всех за столы:

Мы пошли, пошли, пошли,

И уселись за столы.

- Назовите первый звук? Что о нём можно сказать, какой он? («С» - согласный, твёрдый, глухой, обозначаем синим цветом) и т. д. все звуки в слове «СКАЗКА». Сколько гласных в этом слове? (2). Сколько согласных? (2).

- Молодцы!

- Ребята, а вы хотите попасть в сказку? (Да). В сказку надо идти с хорошим настроением. Давайте вернёмся на ковёр, возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

И к гостям мы повернёмся

И им тоже улыбнёмся.

- А сейчас усаживайтесь поудобнее и смотрите, что будет дальше.

- Тихо-тихо посидите и немножко подождите.

Воспитатель заходит за ширму надевает русский сарафан.

Звучит музыка, входит воспитатель в русском сарафане, с корзинкой в руках – Алёнушка.

Алёнушка: - Здравствуйте, дорогие мои ребятишки! Послушайте и отгадайте загадку, и вы узнаете, из какой сказки я к вам пришла:

По травушкам и камушкам

Тропинкою лесной

Алёнушка с Иванушкой

Идут к себе домой.

И хочет пить Иванушка,

Увидел чей-то след.

А в том следу была вода,

Прозрачная до донышка,

А в той воде была беда….

Где братец твой, Алёнушка?

- Узнали вы, ребята, из какой сказки я к вам пришла?

Дети: - Из сказки «Алёнушка и братец Иванушка».

Алёнушка: - А пришла я потому, что мой Иванушка потерялся. Помогите мне его найти, пожалуйста? А для этого надо выполнить задания, вот они, в моей корзинке. Когда она опустеет, Иванушка и найдётся. (Садится на пенёк.)

Чтобы верный выбрать путь,

Надо в любимую корзинку

Ненароком заглянуть.

И, так, какое у нас первое задание? (Заглядывает в корзину, достаёт цветок с заданием).

Игра «Продолжи пословицу». Пословицы знаете? Вот сейчас проверим! Разделитесь, ребята, на пары. Один будет говорить начало пословицы, а второй должен будет её продолжить. Старайтесь не повторяться, вспоминайте все пословицы, какие знаете.

1. Дом без книги – день без солнца.

2. Кто много читает – тот много знает.

3. Любишь кататься – люби и саночки возить.

4. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

5. Терпенье и труд всё перетрут.

6. В доме ни одной книжки – плохи у хозяина делишки.

7. Делу время – потехе час.

8. У страха глаза велики.

9. Как аукнется – так и откликнется.

Алёнушка: - Молодцы! Быстро вы справились с первым заданием, переходим к следующему. А ну-ка, посмотрим, что там дальше? (Вынимает второй цветок с заданием.) Пословицы вы знаете хорошо, а как на счёт сказок? Сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, о какой сказке идёт речь. И приглашаю вас подойти к магнитной доске, на которую будем прикреплять отгадки.

1. Отворили дверь козлята –

И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят.)

2. Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

3. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он сам того не ведая

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Теперь скорей ответь!

Названье этой сказки… (Маша и медведь.)

4. По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра. (По щучьему велению.)

5. Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла красивая

Голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали,

К батюшке и матушке

Мы домой попали.

Кто унёс братишку?

Назовите книжку? (Гуси-лебеди.)

- Ребята, а что объёдиняет эти сказки? (Они русские народные, их придумал русский народ). А какие ещё бывают сказки? (Авторские, их сочинил один человек - автор) Какие вы знаете авторские сказки? (Дети называют).

- А сейчас мы поиграем в игру: «Какой сказки не стало». Становитесь так, чтобы было всем видны наши сказки. Игра: «Какой сказки не стало?» – Ваша задача, ребята, постараться запомнить сказки, которые я вам принесла, потому что я сейчас одну из них уберу, а вы должны будете вспомнить, какой сказки не стало?

(Дети запоминают, закрывают глаза, воспитатель убирает сказку в корзину дети открывают глаза и отгадывают, какой сказки не стало).

- Молодцы!

Алёнушка: - А кто же моего братика унёс? Может быть снова гуси-лебеди? Хоть пляши ты тут, хоть пой, где-то ж бродит братец мой? А, ну-ка, заглянем в корзину, что у нас дальше? (Заглядывает в корзину, вынимает следующее задание.)

- А следующие задания у нас будут связаны с предложениями. Вся наша речь состоит из слов, которые мы выстраиваем в предложения, чтобы понимать друг друга. Вот сейчас мы поиграем в игру «Докончи предложение». (Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его).

1. Медведь сел на пенёк, чтобы (съесть пирожок).

2. Волк пришёл к козлятам, когда… (коза ушла в лес).

3. Алёнушка заигралась с подружками, поэтому… (Гуси – лебеди унесли братца).

4. Иванушка стал козлёночком, потому что… (напился из козьего копытца).

5. Емеля не узнал волшебные слова, если бы…. (не поймал щуку).

- Молодцы, ребята! А вот для следующего задания нам понадобятся снова наши фишки. Мы будем строить схему предложений. Приглашаю вас сесть за столы:

Мы пошли, пошли, пошли,

И уселись за столы.

- Ребята, придумайте своё предложение по русским народным сказкам и составьте схему из фишек. (Дети составляют схемы своих предложений и каждый ребёнок проговаривает по схеме своё придуманное предложение, если есть ошибки, Алёнушка поправляет).

- Всё сделали правильно! Молодцы! Для следующей игры нам надо пройти на ковёр. Поиграем в игру «Исправь ошибку»: я буду говорить неправильные смешные предложения, а вы должны будете их сказать правильно, будьте внимательны:

1. Щука поймала Емелю.

2. Песня спела козу.

3. Пирожок съел девочку.

4. Ворота стучали в медведя.

5. Большой-пребольшой репка.

6. Лесной яблочко.

7. Ягоды пошли за девушками.

Алёнушка: - Какие молодцы, ребята! И с этим заданием справились. Но Иванушки нигде нет! Хоть бы малу подсказку. Заглянуть бы надо в сказку. (Достаёт из корзины козочку-игрушку бибабо и цветы.)

- А вот и следующее задание! Ребята, как называется эта игрушка? (Бибабо). Правильно, молодцы!

- Где же наши артисты? Разбирайте своих героев и готовьтесь за ширмой. (Дети берут кукол бибабо и уходят за ширму.)

Алёнушка: - А мы занимаем места в зрительном зале.

Ребёнок: (выходит из-за ширмы) – Мы предлагаем вам посмотреть сказку Дружининой «Розочки для козочки!»

(Звучит музыка, появляется козочка).

Козочка: - Скачет козочка с утра:

День рождения! Ура!

Скоро будут поздравленья! (принюхивается)

Пахнет в доме пирогами

Вот и гости! Все с цветами!

Барбос: - «Гав! Поздравляю» - рявкнул пёс

И нарциссы преподнёс.

Две собаки: - «Ты забыл, Барбос, про маки» -

javascript:addTag('message', '', '') Прибежали две собаки.

Кошка: - «Будь здоровой, наша козочка» -

Протянула кошка розочку.

Олень: - «Будь рогатой, как олень,

И олень вручил сирень.

Мышка: - «Прошмыгнула в щелку мышка

С хризантемою под мышкой:

Целый день точи копытца, чтоб с котами смело биться».

Козочка: - «Ах, я вся уже в цветах, -

Млела козочка. – Ах! Ах!

Это просто наслажденье –

Быть с друзьями в день рожденья!»

(Дети выходят из-за ширмы, становятся перед ширмой и кланяются зрителям.)

Алёнушка: - Спасибо огромное вам, уважаемые кукловоды, так было интересно! А вы случайно не видели моего братца Иванушку? (Дети отвечают, что не видели.)

Алёнушка: - Шутки – прибаутки,

Бежит время минутками

А Иванушки всё нет

Где искать, кто даст совет?

- Заглянем в мою корзину, интересно, что же будет дальше? Какое задание будет на этот раз.

(Алёнушка достаёт из корзины шапочки лисы и волка.) – Догадались? Игра – драматизация.

(Выходит ребёнок и объявляет): - Игра-драматизация «Серый волк в густом лесу, встретил рыжую лису», смотрите! (Дети - артисты надевают шапочки.)

(Звучит вступление песенки, появляется лиса в руках ведёрко с рыбой, танцует.)

Лиса: - Мужичка перехитрила

И всю рыбу утащила!

Вот устала, так устала,

Возле речки я гуляла.

(Лиса садится на пенёк и ест рыбу, появляется волк).

Волк: - Лисавета, здравствуй!

Лиса: - Как дела, зубастый?

Волк: - Ничего идут дела

Голова пока цела.

Лиса: - Где ты был?

Волк: - На рынке.

Лиса: - Что купил?

Волк: - Свининки.

Лиса: - Сколько взяли?

Волк: - Шерсти клок…

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке…

Лиса: - Кто отгрыз?

Волк: - Собаки!

Ну, а ты-то где была?

Лиса: - Рыбку в проруби ловила.

Только хвостик опустила,

Видишь, сколько наловила? (Показывает ведро с рыбой.)

Волк: - Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбке).

Лиса: (прячет рыбу за спину) – Так поймай, я научу.

Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке,

Хвост свой в прорубь опускай

И всё время повторяй:

«Ловись рыбка большая и маленькая».

Волк: - Ну, спасибо, Лисавета,

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи!

Лиса: (показывает) – Не забудь, слова скажи! (кричит в след волку)

(Дети – артисты выходят, кланяются.)

Алёнушка: Спасибо артистам, но в этой сказке тоже нет моего Иванушки.

- Ну-ка, загляну я в свою корзиночку, есть ли там ещё задания? Ребята, здесь лежат буквы. Из них надо сложить имя моего братца! Сейчас мы разделимся на две команды, каждая команда получает буквы, из этих букв вы должны будете сложить имя моего братца. Как зовут его?(Иванушка.) Принимайтесь за дело! (Дети складывают из букв имя ИВАНУШКА. )

Алёнушка: - Ах, какие вы молодцы! Но где же мой Иванушка? Ой, кто-то в моей корзинке шевелится, загляну туда… (радостно достаёт куклу – Иванушку.)

– Мы Иванушку искали

Столько сил потратили,

А он вовсе не пропал,

Он в корзинку спрятался!

Алёнушка: - Ах, Иванушка, Иванушка, какой ты проказник! Ты что-то хочешь сказать (подставляет куклу к уху), что ты говоришь? Ты гостинцы ребятам принёс? Тогда надо угощать! (Достаёт связку бубликов.) – Угощайтесь, пожалуйста, гостинцами к чаю! Спасибо вам, ребята, за вашу помощь и заботу, так было интересно с вами! А нам с Иванушкой пора возвращаться в сказку. До свидания!

(Кланяется и уходит.)

«Авторская разработка»

Публикации по теме:

«Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «В гостях у феи». Цель: выявить уровень знаний детей о составе слов из звуков, о гласных звуках, умение делать звуковой анализ слов, находить слова с заданным.

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «В гостях у сказки» Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему: «В гостях у сказки» Воспитатель: МКДОУ д/с.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группеКонспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Все профессии важны, все профессии нужны»[/b]Речевое развитие Возраст детей: 6-7.

Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в волшебный лес» Программное содержание: закреплять умение соотносить знакомые образы с символами; формировать связную речь, умение общаться, обобщать, делать.

Конспект занятия по речевому развитию детей в старшей группе «В гостях у хозяюшки» Программные задачи: развивать связанную речь детей, заучить потешку, обогащать словарный запас детей, употребляя обобщающие слова (десерт,.

Конспект занятия по речевому развитию речи в младшей группе «Три медведя в гостях у ребят» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Три медведя в гостях у ребят» Составила: воспитатель МБДОУ детский сад № 147 «Голубые.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные. Лиса» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Речевое развитие» : «Дикие животные. Лиса» Цель: Расширять знания о жизни, среде обитания.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Транспорт» Цели и задачи: 1. Расширять и закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «В гостях у сказки» Образовательная область: речевое развитие Вид деятельности: непосредственно - образовательная Тема: «В гостях у сказки» Задачи: закрепить.

Конспект занятия «Школьные принадлежности» по речевому развитию для детей подготовительной группы Цель: Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, учить их сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Алёнушка в Гостях у детей»
Опубликовано: 25 декабря 2016 в 23:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Алёнушка в Гостях у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Харитонова (УИ 701936) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД