Татьяна Голубева
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
1. Расширять и закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;
2. Продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения и образовывать сложные слова. Составлять предложения из слов, данных в начальной позиции. Тренировать в составлении описательных рассказов по плану. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, учить вычислять словесное ударение и определять его место в слове.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
2. Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, речевой слух, координацию речи с движением;
3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Методы и приемы: наглядность, дидактическая игра, художественное слово, беседа.
Оборудование: картинки по теме «Транспорт», небо, дорога, море, таблица звукового анализа слова.
Предварительная работа: обобщающая беседа о транспорте. Разучивание упражнения «На шоссе», пальчиковой игры «Транспорт», загадок и скороговорок о транспорте.
Ход НОД:
Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона).
Поздоровайтесь с гостями.
Улыбнитесь всем вокруг.
Слева другу дайте руку
И скорей вставайте вкруг.
Отгадывание загадок о транспорте. (Развитие речевого слуха, памяти, мышления, обобщение).
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки, запомнить и повторить отгадки, обобщить отгадки, вывести тему занятия.
Воспитатель, вместе с детьми, подходят к столу.
- Посмотрите, что у нас тут нарисовано: небо, дорога, море.
- Сейчас вы по очереди будете брать по 1 карточке и распределять под этими картинками, необходимо не просто взять и положить, а объяснить свой выбор, используя слова «потому что». Например, корабль плывет в море, потому что это водный транспорт. (дети работают)
- Молодцы, вы назвали на чем можно ездить по земле, лететь по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (метро)
- Какой это вид транспорта? (подземный)
- Да, сейчас у нас есть такое чудо, как подземный транспорт. Кто то из вас может быть уже ездил на подземных поездах-электричках, у которых двери сами закрываются и открываются, и уж конечно многие катались на "лесенке-чудесенке", которая сама везет вас вверх и вниз. Как она называется по-другому? (эскалатор)
- Итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, воздушный, водный, подземный.
- А какой вы знаете транспорт в зависимости от работы, которую он выполняет: пассажирский и грузовой,.
- Кого перевозит пассажирский транспорт?
- Какой пассажирский транспорт вы знаете?
- Что перевозит грузовой транспорт?
- Какой грузовой транспорт вы знаете?
- Какого транспорта больше?
- А кто следит за порядком на дороге? Кому подчиняются все водители и пешеходы? (светофор)
- Какие сигналы светофора вы знаете и что они обозначают?
- А какие машины могут ехать на красный сигнал светофора?
- Почему эти машины мчатся, «гудя на всю улицу» и не останавливаются на перекрестках? А пешеходы и другие машины должны их пропускать?
- Все эти машины спешат на помощь. Это нужные и полезные машины, поэтому они и называются специальные.
Вывод. Запомните, что в зависимости от вида работы транспотр делится на пассажирский, грузовой и специальный.
- А кто же управляет транспортом?
- Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.
Автобусом управляет…. Поездом управляет…. Самолетом управляет…. Вертолетом управляет…. Кораблем управляет…. Мотоциклом управляет…. Электричкой управляет. Велосипедом управляет….
Разбор слова пилот.
1) определение звуков
2) назовите 1. звук 2.3.4.5.
3) сколько гласных звуков, назовите их
4) сколько согласных, сколько мягких согласных, сколько твердых
5) сколько слогов в слове
6) какой первый слог, назовите
7) какой второй слог, назовите
8) произнесите слова, одинаково ли звучат слоги.
Какой немного протяжнее? Как называется этот слог?
- Слог который произносится чуть протяжнее, который заметен в слове называется ударным. Следовательно и гласный звук в этом же слове тоже называется ударным.
Физкультминутка
По шоссе спешат машины. Ш-ш-ш - шуршат спокойно шины. И шипят со злом уже: - Не спеши на вираже!
Еж с мешком и посошком
По шоссе идет пешком.
Над ежом кружится стриж:
-Ты куда же, еж, спешишь?
-Прямо в город по шоссе
Тороплюсь я, как и все.
-Будь, дружок, на стороже,
Не спеши на вираже.
Подружи слова
Машина, по, ехать, улица.
Управлять, самолет, пилот.
По, корабль, плыть, море.
Небо, летать, по, вертолет.
Груз, камаз, перевозить.
Пассажиры, перевозить, автобус.
- Молодцы.
В русском языке очень много сложных слов. Они образованы из двух слов. Например, слово автовоз образовано из слов автомобиль и возить. Сейчас я буду называть 2 слова, а вы из них образуйте сложные слова, названия транспорта. Какое название транспорта можно образовать из слов:
Мусор и возить?
Бетон и мешать?
Бензин и возить?
Сам и сваливать?
Молоко и возить?
Лес и возить?
Закрепить название этих сложных слов нам поможет пальчиковая гимнастика:
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку.
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
Сейчас вы возьмите по одной картинке и объединитесь в группы по видам транспорта.
Вам нужно в каждой группе договориться, о каком транспорте вы будете рассказывать. Рассказ нужно составить по плану:
1. Как называется транспортное средство?
2. Из каких частей оно состоит?
3. Кто им управляет?
4. Где на нем удобно путешествовать?
Договоритесь, кто будет рассказывать. Остальные дополняют рассказ. (рассказы детей)
(после каждого рассказа) Понятно ли из рассказа, что это за транспорт и удобно ли на нем путешествовать? Может кто-то хочет дополнить рассказ?
(после всех рассказов) Вы хорошо рассказали, что и на автобусе, и на корабле, и на самолете можно удобно путешествовать. А когда кто-то куда-то едет, что ему желают?
– Счастливого пути.