Александра Золототрубова
Конспект занятия по речевому развитию «Сказочное путешествие. Составление сказки нравственно-этического типа»
Цель: составление сказки нравственно - этического типа.
Программные задачи:
1. Закрепить знания о сказках
2. Закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы, использовать в речи прилагательные, обозначающие черты характера для создания выразительного
образа героя.
3. Продолжать учить составлению текстов сказочного содержания морально-этического типа по алгоритму.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Сказочное путешествие, Составление сказки нравственно-этического типа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Ход занятия:
- Ребята, вы любите путешествовать? - Наше занятие будет необычным. Мы отправимся в увлекательное путешествие. А вот куда, вы узнаете, выполнив задание.
- Найдите лишний предмет в каждом ряду и докажите, почему вы так считаете. Если вы ответите правильно, то на обратной стороне карточки окажется какая-то буква. Назовите, какие буквы у вас получились? - А, К, С, З, К, А
- Составьте из них слово. Молодцы, это слово «сказка». Сегодня на занятии мы отправимся в сказочное путешествие.
- А, знаете ли, что такое сказка? (Сказка- это волшебный мир. Сказка – это чудо. Сказка – это занимательный рассказ, приключения)
- Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые. А вы любите сказки? (Да)
- Тогда отправляемся! Вот и первая сказочная остановка. Чтобы пройти дальше, нужно выполнить задание, готовы? – Назовите сказки, в названиях которых есть число? (Волк и семеро козлят. Белоснежка и семь гномов. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Три поросёнка. Два жадных медвежонка. Двенадцать месяцев. Три медведя.). Молодцы, много сказок знаете.
- Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете в волшебном лесу какие звери живут? (медведь, заяц, лиса, волк и т. д.)
- Назовите сказки в которых волк является главным героем? (Лисичка- сестричка и серый волк. Иван царевич и серый волк. Волк и семеро козлят. Колобок. Теремок Рукавичка. Красная шапочка)
- Мы с вами знаем, что сказочные герои в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру которая называется наоборот. Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением. (Добрый – злой. Трудолюбивый – ленивый. Вежливый – грубый. Грустный – весёлый. Радостный – печальный. Сытый – голодный. Трусливый – храбрый). Молодцы ребята, много слов разных знаете.
- А назовите героев, про которых можно сказать : добрый, заботливый, трудолюбивы, нежный, ласковый. (Золушка, Белоснежка, Царевна-Лебедь, Машенька, Василиса, Премудрая, Елена Прекрасная, Наф –Наф, Айболит)
- А героев с противоположным характером, как можно назвать? (злые, жестокие, бессердечные, завистливые). Перечислите их? (Кащей- Бессмертный, Змей Горыныч, Баба- Яга, Чудо- Юдо)
А какими словами можно охарактеризовать героев, которые вызывают улыбку? (Вес лый, озорной, смешной). Какие персонажи с таким характером вам известны (Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон). Молодцы! Вы правильно назвали героев.
Психогимнастика
Это, что за маскарад
И зверей, и птиц пара
Ничего не разбер шь
Где тут белка, где тут ж
Приготовься и смотри
Сказочное животное на месте замри
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто- определи
Буратино и Кащей
И Мальвина и злодей
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.
- Ребята, а в сказке могут присутствовать только одушевлённые герои? (Нет, не только). А давайте попробуем составить сказку, используя схему.
• Определяем место (Пусть это будет обычная книжная полка)
• Какие неодушевлённые предметы будут на ней находиться? (книга, часы, газета, статуэтка и альбом)
• Все неодушевлённые предметы будут одушевлёнными, смогут всё чувствовать, как люди (Книга будет очень мудрой, часы - трудолюбивыми, газета- безразличной, статуэтка - хохотушкой, а альбом- ленивым.)
• Выбор случая (спустился паук на своей паутине)
• Реакция каждого героя. ( Альбом : «Ну-ну, пусть живет, лишь бы ко мне не приставал и не трогал меня». Статуэтка: «Ой, какой смешной, он, наверное знает много смешных историй, вот будет весело их послушать». Газета: «Ну, его, пусть живет, мне все равно». Трудолюбивые часы: «Интересно, он вовремя встает или его придется долго будить?».
• Правило мудрого героя ( Мудрая книга: «Нужно поговорить с ним, расспросить о его жизни, он может рассказать много интересного, он ведь бывал во многих местах и много видел»
• Общее правило (Нужно быть любознательным и общаться с другими, тогда можно узнать много полезного, интересного и поучительного.
• Название сказки («Гость на книжной полке»)
Наша сказка происходила на книжной полке. Жили-были книга, часы, газета, статуэтка и альбом. Книга была очень мудрой, часы были трудолюбивыми, газета была безразличной, статуэтка была хохотушкой, а альбом был ленивым.
Книга обычно рассказывала интересные истории о жизни разных людей. Часы всегда показывали точное время и беспокоились о том, чтобы никто никуда не опаздывал. Газета говорила о том, что происходит в городе. Статуэтка была красивой и веселой и все ей любовались. Альбом с марками все время лежал и скучал, потому что его редко брали посмотреть.
И вот однажды на полку спустился паук на своей паутине и решил остаться жить на книжной полке.
Альбом лениво сказал : «Ну-ну, пусть живет, лишь бы ко мне не приставал и не трогал меня». Статуэтка как засмеется и говорит: «Ой, какой смешной, он, наверное знает много смешных историй, вот будет весело их послушать». Газета посмотрела на паука и говорит: «Ну, его, пусть живет, мне все равно». Трудолюбивые часы сказали : «Интересно, он вовремя встает или его придется долго будить?» Мудрая книга говорит: «Нужно поговорить с ним, расспросить о его жизни, он может рассказать много интересного, он ведь бывал во многих местах и много видел».
Нужно быть любознательным и общаться с другими, тогда можно узнать много полезного, интересного и поучительного
Хорошая сказка получилась, вы сегодня молодцы!