марина ковалева
Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы «Фантазии «Наоборот»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Фантазии «Наоборот» с использованием кругов Луллия.
Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу комбинирования информации.
Задачи:
- Развивать творческое воображение детей в речевой деятельности, на основе элементов ТРИЗ;
- Продолжать учить отвечать полными предложениями на поставленные вопросы, активизировать словарный запас путем использования антонимов;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы „Фантазии „Наоборот“» размещена в разделах
- Развивать логическое мышление, умение прогнозировать, фантазировать, находить выход из проблемной ситуации.
1. Упражнение «Антонимы».
В группу приходит девочка – «Наоборотка»
Поет: Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Что это за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам,
Все расставить по местам!
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Говорит: Ой, сколько здесь бабушек и дедушек! «До свидания бабушки, до свиданья, дедушки»!
Дети: (мы не бабушки и дедушки, мы дети)
Наоборотка : сегодня на улице такая жара, пойдемте скорее разденемся и загорать!
Дети: Нет, сегодня на улице холодно, раздетыми ходить нельзя, и тем более загорать. Ведь на улице осень.
Дети: - А ты кто такая?
Наоборотка : я – Наоборотка.
Дети: А давай поиграем с тобой в игру: «Скажи наоборот»
(Дети предлагают свои варианты, Наоборотка называет ответ)
А сейчас я буду называть вам свои слова, слушайте внимательно:
Скажу я слово «далеко», вы скажете мне «близко»,
Скажу я слово «высоко», а вы ответьте «низко».
Скажу я слово «потолок», что скажете вы? «пол»
Скажу я слово «потерял», вы скажете? «нашел»
Теперь скажу, какой здесь «холод», ответе мне «жара»
Скажу я вам, какой он «старый», а вы мне «молодой»
А если «ночь» у нас сейчас, вы скажете мне «день»
Воспитатель предлагает детям разделиться на две группы : первая группа называет любые слова, отвечающие на вопрос «какой?», а вторая называет противоположные слова. (черный - белый, длинный – короткий, толстый – тонкий, высокий - низкий, грустный – веселый, круглый – квадратный, добрый – злой, далекий - близкий)
Наоборотка : Пришла пора нам с вами встречаться: Здравствуйте! (под музыку уходит) поет:
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
2. Упражнение «Перевертыши».
Воспитатель:
Ребята, предлагаю вам послушать стихотворение:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела кашу, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Воспитатель:
- Понравилось вам стихотворение? А давайте я еще раз его прочитаю, а вы правильно расставите слова и посмотрим, что у нас получится.
Затем анализ: в каком случае было смешнее и почему, как «устроены» смешные пред-ложения.
3. Физкультминутка «Наоборот».
Воспитатель называет различные предложения «наоборот», дети должны их «перевести» и выполнить задание правильно. Например: «Ладошкам хлопнуть в девочек», «Ковру встать на детей», «Стульчикам сесть на детей», «мальчикам похлопать ногами», «ногам потопать мальчиков», глазам закрыть детей, глазам открыть детей.
4. «Назови героя сказки» (характерные особенности героев сказок, Федора, Муха – цокотуха, Емеля, Красная Шапочка, Колобок, Медведь.)
Звучит фонограмма: - Вокруг себя повернись в гостях у сказки окажись!
(дети подходят к коврографу)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие сказки изображены на этих иллюстрациях. (Воспитатель показывает указкой на иллюстрации)
- Как называется эта сказка?
- Кто главный герой в этой сказке?
- какой характер у этого героя?
- что с ним происходило в этой сказке?
5. Фантазирование по приему «наоборот».
Воспитатель: А, сейчас, я предлагаю вам поиграть с «волшебными кругами» :
- Мы с кругами поиграем,
Много нового узнаем!
- Хотите?
- Да!
Чтоб игру скорей начать
Надо место занимать!
Воспитатель предлагает детям покрутить круги и составить сюжет сказки, где герой имеет противоположные качества характера. (Давайте вспомним, Колобок в сказке, был каким) (добрым, веселым, круглым, румяным, а сейчас составьте сказку, где герой будет иметь противоположные качества характера. Дети крутят круги и составляют сюжеты сказок.
Воспитатель: (рефлексия) Ребята, а какие сказки вам больше понравились (как написаны в книгах или которые вы сами придумали) и почему?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям поиграть самим с кругами (разные карточки).