Любовь Старик
Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы «Приключение в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию
для детей подготовительной группы
«Приключение в лесу»
Цели и задачи:
1. Уточнить и обобщить представления детей о жизни диких животных.
2. Совершенствовать умения составлять описательный и сравнительный рассказы.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы „Приключение в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
3. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении, в определении места слова в предложении, в правильном использовании предлогов, развивать навык словообразования.
4. Развивать фонематическое внимание, фонематический слух, зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику.
5. Активизировать словарь по теме: «Дикие животные» (существительные, прилагательные, глаголы).
6. Воспитывать умение слушать инструкцию воспитателя и ответы друг друга.
7. Закреплять умение отвечать полным предложением, пользоваться речью – доказательством.
8. Развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе.
Материал: Картина леса, фигуры животных, иллюстрации диких животных, письмо от Весны, мнемотаблица, картинки диких животных, шапочки белого и бурого медведей, цветные карандаши, листочки с заданием.
Ход занятия:
1. - Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо с необычной картиной. (Воспитатель зачитывает письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам весна. В средней полосе я вступила в свои права. На деревьях распускаются листочки, появились насекомые, звери проснулись после зимней спячки. И только в одном лесу зима напоследок превратила животных в ледяные фигуры. Мне нужна ваша помощь. Выполните все задания, которые получили в письме и они снова превратятся в милых животных». Весна.
(Воспитатель обращает внимание детей на картину леса, на которой видны силуэты животных)
- Ребята, сегодня мы будем говорить о диких животных, им действительно нужна наша помощь.
- Назовите, каких животных леса вы знаете.
- Как назвать их, одним словом?
- Почему они называются дикими животными?
- Кто из зверей делает запасы на зиму?
- Кто из них меняет цвет шубки?
Д/и «Назови семью» - упражнение в словообразовании.
Папа – медведь, мама – медведица, детеныши – медвежата.
Мама – волчица, папа – волк, детеныши – волчата.
Детеныши – лисята, папа – лис, мама – лиса.
Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныши – зайчата.
Д/ и: «Кто как передвигается?»
Как передвигается медведь? (Ходит, лазает, плавает, бегает)
Заяц – прыгает, скачет, бегает.
Волк и лиса – ходят, бегают.
Белка – прыгает, карабкается, бегает.
Еж – ходит, бегает, катится.
Д/и «Назови ласково»
Заяц – заинька, зайчик.
Лиса – лисонька, лисичка.
Белка – белочка.
Еж – ежик.
Медведь – медведушка.
- Вы узнаете, кого мы освободили от ледяного плена, отгадав загадку.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет. /Лиса/
- Молодцы ребята, справились с заданием.
(Воспитатель на картине выставляет лисы)
2. Д/и «Подбери признак»
Лиса, какая? (Рыжая, хитрая, ловкая, быстрая)
Медведь, какой? (Косолапый, неуклюжий, бурый, большой)
Волк, какой? (Злой, голодный, серый, зубастый, быстрый)
Заяц, какой? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий)
Ежик, какой? (Колючий, смелый, умный)
Белка, какая? (Ловкая, шустрая, смелая, быстрая)
Образование сложных прилагательных.
У зайца короткий хвост. Какой заяц? – Короткохвостый.
У лисы длинный хвост. Какая лиса? – Длиннохвостая.
У зайца тонкие лапы. Какой заяц? – Тонколапый.
У ежа короткие лапы. Какой еж? – Коротколапый.
У медведя толстые лапы. Какой медведь? – Толстолапый.
У зайца длинные уши. Какой заяц? – Длинноухий.
У белки острые уши. Какая белка? – Остроухая.
Физкультминутка:
У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как заинька – трусишка, и как серый волк – волчишка.
Д/и «Чей? Чья? Чьи?»
У лисы хвост чей? Морда чья? Уши чьи?
У медведя хвост – медвежий, морда – медвежья, лапы – медвежьи.
У зайца хвост – заячий, морда - заячья, уши - заячьи.
Отгадайте загадку, и вы узнаете кого, мы освободили.
Пушистой маленькой хозяйке
Морозы не страшны:
Приберегла она на ветках
Сушеные грибы. /Белка/
(Воспитатель выставляет белочку на картине)
3. Д/и «Исправь ошибку»
- Ребята, будьте внимательны, я буду говорить предложение, а вы должны исправить в нем ошибку.
Медведь спит в берлоге над деревом.
Белка живет на дупле.
Заяц спрятался с деревом.
Волк охотится с зайцем.
- А сейчас мы поиграем с пальчиками.
Упражнение для пальчиков:
Ушки длинные у зайки.
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет.
Веселит своих зайчат.
- Ребята, изображение зайки потерялось среди других животных. Найдите его. Возьмите листочки, карандаши и обведите по контуру.
- Отгадайте загадку.
Маленький, длинноухий, пугливый. /Заяц/
- Мы с вами освободили еще одного животного – зайца.
4. Задание на развитие слухового внимания.
- Ребята, я буду называть животных, а вы внимательно слушайте. Хлопните в ладоши тогда, когда я назову животное правильно.
Мевдедь, мудведь, медвудь, медведь, мадведь.
Валк, вулк, волк, влок, вилк.
- Назовите первый звук в слове волк.
- Назовите последний звук в слове волк.
Придумывание предложений из слов.
Волк, лесу, по, бежит. (Волк бежит по лесу.)
- Какое первое слово в предложении?
Спряталась, дупло, в, белка. (Белка спряталась в дупло.)
- Какое второе слово?
Д/и «Назови лишнее»
Заяц, лиса, бабочка, волк.
Логово, берлога, дупло, заяц.
Медвежонок, лисенок, зайчонок, лиса.
- Отгадайте следующую загадку.
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала, да побежала. /Еж/
(Воспитатель выставляет фигуру ежа.)
Физкультминутка:
Как живешь?
Как плывешь?
Как бежишь?
Как вдаль глядишь?
Как обеда ждешь?
Как шалишь?
5. Составление описательного рассказа – загадки о животном.
Ребята, вы должны составить рассказ о любом животном, не называя его. Посмотрим, угадают ли другие дети, о ком был рассказ.
Д/ и: «Бурый и белый медведь хвастаются».
Для этой игры необходимо два человека, желающих побывать в роли бурого и белого медведя.
Бурый медведь: «Я живу в лесу». Белый: «А я живу на севере, на льдине».
У меня шерсть коричневая. А у меня – белого цвета.
Я ем малину, мед, рыбу. А я люблю рыбу, тюленей.
Я сплю в берлоге. А я на льдине.
Составление сравнительного рассказа о белом и буром медведях.
- Молодцы ребята, справились с последним заданием. Отгадав загадку, которую выучил Руслан, узнаете, кого освободили.
Просыпается весной, а зимой под снежный вой.
Спит в избушке снеговой. /Медведь/
(Воспитатель выставляет фигуру медведя)
Итог занятия : Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Справились со всеми заданиями. Освободили от ледяного плена всех лесных животных.
В итоге я хочу вам предложить поиграть в игру «Я знаю…»