Елена Лежнина
Конспект занятия по речевому развитию «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по речевому развитию во младшей группе
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
Цель:
Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и заяц»
Задачи:
-помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец, используя прием вопросов, объяснения незнакомых слов;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Чтение русской народной сказки „Лиса и заяц“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
-вызывать эмоциональный отклик на сказку "Лиса и заяц
-развивать связную речь детей; совершенствовать умения отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.
- воспитывать чувство сопереживания, умение распознавать добро и зло.
Материал: настольный театр «Лиса и заяц», корзинка, картинки с изображением ледяного и деревянного домиков, косы. Сюжетные картинки сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка – ряба», «Гуси – лебеди», «Маша и медведь»).
Словарная работа: объяснение слов: лубяная, ледяная, несу косу, на плечи, посечи, трусливый, храбрый.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса», беседа на тему «Русские народные сказки».
Ход ООД:
- Приготовьте ушки, глазки
Начинаем нашу сказку
Я сегодня в группу шла
И корзиночку нашла
Корзиночка непростая, волшебная. Чтобы она показала, что в ней находится, надо сказать вежливые слова. Ребята, а какие вежливые слова вы знаете?
-Дети: спасибо, пожалуйста, доброе утро, до свидания и т. д
- Молодцы! Много слов знаете! А в корзиночке то книга «Русские народные сказки», красивая, волшебная.
- Ребятки, а вы знаете кто сочиняет русские народные сказки?
-Дети: народ
-Правильно. Русские народные сказки придумал народ. Они передавались от прабабушки к бабушке, от бабушки к маме, а мамы передают своим любимым дочкам и сыночкам и так до нас и дошли.
- А давайте вспомним какие русские народные сказки вы знаете?
Дети: «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»
- Воспитатель показывает детям иллюстрации сказок и прикрепляет их на мольберт.
-Молодцы, ребята! Много русских народных сказок знаете. А сейчас мы послушаем русскую народную сказку о том как петух лису победил, а называется она «Лиса и заяц».
Показ сказки настольным театром :
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная. Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
— Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.
Подошли они к избенке. Собака забрехала:
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи :
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идет дорогой, плачет. Ему навстречу медведь:
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Не плачь, я твоему горю помогу.
— Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Медведь как закричит:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи :
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:
— Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
— Нет выгоню!
Подошли они к избенке. Бык как заревел:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи :
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Бык испугался и убежал.
Идет опять зайчик дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:
— Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
— Обуваюсь…
Петух опять:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит :
— Одеваюсь…
Петух в третий раз:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
Лиса без памяти выбежала и убежала в лес.
А петух с зайчиком стали жить-поживать в лубяной избенке.
- Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец! Ребята, вы устали?
- Дети: да
- Давайте отдохнем. Вставайте в круг. (Физкультминутка) :
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону).
Песню весело он пел (кивают головой).
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке).
Но лисичка постучала (стучат кулачкам о кулачок).
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайка грустный ходит (кружатся медленно вокруг себя).
Себе он места не находит (вздыхают, разводят руки в стороны).
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону, как медведь).
К зайцу нашему подходят (подходят ближе в круг).
И не с чем они уходят (расходятся с горьким вздохом).
Лишь петух ему помог (машут руками вверх- вниз, высок поднимают колено)
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).
Припеваючи, в ладу (руки на поясе, делают пружинку).
Воспитатель: Молодцы, мы немного отдохнули, а теперь присаживайтесь на места.
Обсуждение с детьми русской народной сказки «Лиса и заяц»
-Ребятки, давайте вспомним, какие герои были в русской народной сказке «Лиса и заяц»
- Дети: лиса, заяц, медведь, бык, собака, петух.
-Какая у зайчика была избушка? Кто помнит?
- Дети: лубяная
- Правильно, лубяная – она построена из коры дерева (показ картинки)
-А какую избушку построила себе лиса?
-Дети: ледяную
-А как вы думаете из чего построена ледяная избушка?
- Дети: изо льда
(Показ детям картинки ледяной избушки)
-А почему лиса осталась без избушки?
- Дети: она растаяла
- А какая беда случилась у зайчика?
-Дети: лиса его выгнала
- А хорошо ли лисичка поступила?
-Дети: нет
-Ребята, а кто первый пришел на помощь зайчику из зверей?
- Дети: собака
- А кто последний пришел?
-Дети: петушок
- А как вы думаете, ребята, медведь сильнее лисы? А бык?
-Дети: а
- А почему эти большие и сильные звери не помогли зайчику?
- Дети: они испугались, они трусливые, всего боятся
-А как лиса им говорила, когда пугала (как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам) (Совместные повторы с детьми с выразительной мимикой и голосом)
-А кто помог зайчику выгнать лису?
-Дети: петушок
- А что говорил петушок, когда к избушке подходил? (несу косу на плечи, хочу лису посечи.) (Показ детям картинки косы и совместное выразительное проговаривание слов)
- А что можно сказать про петушка, который меньше и слабее лисы?
-Деи: петух храбрый, никого не боится
- Да, петушок храбрый, можно сказать про него : мал да удал. Давайте еще раз вспомним, что говорил петушок лисе.
- Ребята, а как называется сказка, с которой мы познакомились?
-Дети: лиса и заяц
-А чем понравилась вам сказка?
- Дети: как маленький петушок лису не испугался и помог зайчику
- Про петушка можно сказать : мал удалец, да храбрец.
-Ну вот, с русской народной сказкой «Лиса и заяц» мы познакомились, возвращаем эту прекрасную книгу в корзину сказок до следующей встречи. (Книгу убираем в корзину и ставим в книжный уголок)
-