Ирина Назаренко
Конспект занятия по речевому и познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 7 «Радуга» Алтайского края Кулундинского района
Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Во саду ли, в огороде?»
Разработчик: Назаренко Ирина Викторовна
Кулунда 2020
Цель: развитие связной речи путем формирования умения составлять описательный рассказ.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по речевому и познавательному развитию „Во саду ли, в огороде“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Формировать и расширять представления об овощах: название, внешние и вкусовые качества, места произрастания, их использование в различных блюдах.
2. Совершенствовать восприятие детей об овощах путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, вкус, обоняние).
3. Развивать умение описывать овощ по его характерным признакам с использованием схемы – модели Т. А. Ткаченко.
4. Активизировать словарный запас детей, формировать умение образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативность и уверенность при выполнении заданий.
Предварительная работа: рассматривание муляжей и иллюстраций овощей, фруктов, огорода, сада. Беседа на тему «Фрукты и овощи». Дидактические игры «Что где растет?», «Чудесный мешочек». Разучивание малоподвижной игры «Урожай».
Словарная работа: витамины, полезный, сырой, вареный, замораживать, калий, каротин, иммунитет, недуг, фитонциды.
Дидактический материал и оборудование: посылка: корзина со съедобными овощами, с волшебной книгой народных советов, контейнер с нарезанными овощами; демонстрационный материал – плакаты, муляжи и картинки овощей, схема – модель Т. А. Ткаченко; раздаточный материал — конверты с пазлами овощей.
Ход занятия.
1. Вводная часть:
- Давайте поздороваемся с нашими гостями. Поприветствуем своих друзей, улыбнувшись друг другу.
Неожиданно стук в дверь…
- Посмотрите, к нам на занятие неожиданно доставили посылку, а с чем, мы сейчас с вами догадаемся.
Дети отгадывают загадки.
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют. (огурцы)
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать. (картошку)
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький (лук).
Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок. (морковка)
Каждую отгадку- овощ дети распознают на ощупь, вынимая из посылки, кладут в корзинку.
- Сейчас я посмотрю, все ли мы с вами вытащили из посылки.
Воспитатель аналогичным способом достает из посылки лимон:
-Куда мне лимон положить? (Отдельно, потому что фрукты растут на дереве в саду, а овощи – в огороде на грядке. Лимон – это фрукт.)
-Как одним словом назвать то, что находится в корзине?
- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?
-Когда я доставала лимон, мне показалось, что в посылке что-то еще лежит.
(Воспитатель достает книгу)
-Ребята, это какая-то волшебная книга с полезными советами, в ней много иллюстраций с овощами, не просто так нам ее прислали. Ну, я думаю, для чего, мы поймем с вами чуть позже.
2. Основная часть:
Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему – модель Т. А. Ткаченко:
(ориентировочный рассказ для выступления дошкольника, задача воспитателя - нацеливать ребенка на правильное согласование слов в простом предложении)
«Картофель - это овощ, потому что растет в огороде на грядке. На вкус в сыром виде он твердый, хрустящий, в вареном виде – он рассыпчатый, мягкий. Снаружи он покрыт тонкой коричневой кожицей, а внутри белый. Он коричневый, овальной формы. На ощупь гладкий, твердый, плотный. Его в сыром виде не едят. Из него можно приготовить очень много блюд: горячие блюда, салаты».
-Кто еще что-то хочет дополнить?
Дополнение воспитателя:
А я знаю, что первое «картошкино» имя было «папа». Так называли ее на родине в Южной Америке индейцы. В честь папы индейцы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали клубни картофеля, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. А мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями картофеля.
Из книги:
Картофель - это самый популярный продукт питания. Он источник витамина С. Сок картофеля применяется при ожогах (будут меньше видны шрамы). Картофельный сок пьют при плохом аппетите. Подышав над паром сваренного картофеля в течение 10 минут, можно лечить простуду и уменьшить зубную боль. Прикладывание ломтика картофеля к ране — обезболивает.
(ориентировочный рассказ для выступления дошкольника, задача воспитателя - нацеливать ребенка на правильное согласование слов в простом предложении)
«Лук – это овощ. Лук растет на огороде. По вкусу он горький, сочный, хрустит. Снаружи он покрыт коричневой луковой шелухой, а внутри он белый. По цвету лук коричневый, круглой формы. Лук твердый, гладкий. Лук добавляют в разные блюда. Его едят в сыром и жареном виде. Лук очень полезен!»
-Как вы понимаете пословицу «Лук - от ста недуг»?
Дополнение воспитателя:
- А я знаю, что в луке содержится такое вещество, как фитонциды – они убивают в организме все бактерии и микробы.
- Илья с мамой приготовили домашнее задание. Он нам расскажет сейчас очень интересную историю о луке. (Доклад ребенка)
«Если семечко лука посеять в землю, то из него вырастет корешок и стебель. На поверхности почвы образуется петля, напоминающая натянутый лук по своей форме. Возможно, поэтому овощ стали называть луком. Вскоре на грядке можно увидеть зеленые листики лука – перья. Они напоминают острые стрелки, которые имеют душистый запах и содержат много витаминов. Их часто кладут в супы, салаты и винегреты, или просто кушают с хлебом и солью»
Из книги:
Если у вас головная боль, то достаточно просто приложить луковицу, разрезанную на половинки, к вискам. Боль проходит.
Лечение луком стоит применять в период болезней. Для этого необходимо кушать лук, запивая его горячим чаем с лимоном. Лук следует жевать не меньше трёх минут.
Луковым соком можно лечить насморк. Капать в нос от трёх до пяти капелек.
ФИЗМИНУТКА.
Игра «Назови овощ» (дети становятся в круг, передавая лимон по кругу, называют по очереди знакомые им овощи).
«Урожай»
В огород пойдем, урожай соберем. (идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем. (таскают)
Мы картошки накопаем. (копают)
Срежем мы кочан капусты. (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показывают круг руками 3 раза)
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)
Практическая часть.
- Овощи на ощупь распознали, про них рассказали, а сейчас присаживаемся за столы.
Дети открывают конверты, достают пазлы, у каждого ребенка свой конверт.
Дети самостоятельно собирают пазлы.
По окончании - дидактическая игра «Назови ласково».
- Сейчас каждый из вас нам расскажет, какой овощ собрал, и попробует свой овощ назвать ласково. Например, огурец - огуречик.
- Сложите пазлы в свои конверты и уберите конверты на край стола.
«Пробуем овощи на вкус».
- Ребята, посмотрите, такая большая посылка. Странно, вам так не кажется? Наверное, в ней еще что-то есть! Сейчас мы посмотрим.
Воспитатель достает из посылки блюдо с нарезанными овощами.
Дидактическая игра «Угадай на вкус» (дети с закрытыми глазами определяют на вкус овощ, который воспитатель предлагает попробовать).
3. Заключительная часть.
- Овощей наелись. Какую пользу они принесут нам в жизни? (В них очень много полезных веществ и витаминов. Это, в первую очередь, пища для человека и заряд энергии, теперь-то мы уж точно с вами не заболеем, будем красивыми, сильными и здоровыми).
- Важно ли было для вас то, о чем вы узнали сегодня на занятии?
- Чем овощи отличаются от фруктов?
- Что для вас было самым трудным? Почему?
- Наше занятие подошло к концу. Всем большое спасибо за активную и хорошую работу на занятии.
Список использованной литературы
Евдокимова И. Б. Использование мнемотехнологии в развитии речи детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 451-453.
Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / авт. -сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева – Волгоград:Учитель,2007.
Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий) / авт. -сост. С. В. Лесина. - Волгоград: Учитель,2006.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Проектная деятельность дошкольников / сост. В. Н. Журавлева. -Волгоград:Учитель,2011
Развитие речи. Дополнительные материалы: овощи, фрукты, ягоды. /Авт-сост. З. А. Ефанова. - Волгоград: ИТД «Корифей».
Ткаченко Т. А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство «АРКТИ», 2009г.
Кратко обо всем. - Режим доступа: https://kratkoe.com/rasskaz-pro-luk-dlya-detey/