Галина Назарова
Конспект занятия по развитию творческих способностей в старшей группе «Дерево волшебства»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• развивать творческие способности и эмоционально-чувственную сферу ребенка;
• знакомить с эмоционально-семантическими характеристиками цвета, линии в живописи, темпа, тембра, динамики и мелодии в музыке:
• предложить детям самим придумать движения, соответствующие характерам конкретных пьес при изображении «волшебных» цветов;
• побуждать детей передавать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета;
• развивать воображение детей.
Публикация «Конспект занятия по развитию творческих способностей в старшей группе „Дерево волшебства“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
Материалы: гуашь и все необходимое для работы с нею, индивидуальные комплекты цветных карточек (размер карточек из цветной бумаги для аппликации 5x7 см, у каждого не менее 12—15 карточек разного цвета). В центре демонстрационной доски — большое панно с нарисованным на нем крупно «волшебным» деревом : одна половина его с изломанными, корявыми, как бы хищно переплетающимися между собой ветками фиолетово-багровых, сине-черных, темно-коричневых тонов, другая половина — с плавно изогнутыми, как бы устремленными вверх, к солнцу, ветвями, и ствол теплых тонов.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский, «Подснежник», «Баба-Яга»; Э. Григ, «Утро», «В пещере горного короля»; А. Лядов, «Баба-Яга», «Кикимора».
Зрительный ряд: репродукции картин с изображением цветочных натюрмортов, контрастных по эмоциональному состоянию. Например: М. Сарьян, «Голубые цветы» и «Ереванские цветы»; Н. Сапунов, «Голубые гортензии»; В. Ван-Гог, «Подсолнухи»; А. Куприн, «Натюрморт с искусственными цветами на черном фоне» и т. д.
Предварительная подготовка: дети рисовали декоративные цветы и птиц в узорах, рассматривали их в изделиях народных мастеров.
Методические рекомендации
1. Психокинетическая разминка.
Сейчас за окном осень, но еще много красивых и нежных цветов вокруг. Они напоминают нам о лете, о тепле, о солнышке. Они ведут себя почти так же, как люди: утром просыпаются, сияют от радости встречи с солнышком, утренней росой, всеми своими красками и оттенками, а ночью спят, набираются сил. Есть ли среди цветов любимые вами? Назовите их. (Дети называют.) Давайте представим себе, что мы с вами — цветы. Сейчас в нашем саду теплая южная ночь. (Тихо вступает мелодия Э. Грига «Утро».) Цветы спят (педагог выделяет эти слова выразительным голосом, сло-жив вдоль длинных стройных стеблей свои листья-руки (педагог показывает, но дети могут и сами придумать, как во время сна располагаются листья цветов, а может быть, прикрывают ими нежные головки (голосом совсем тихим и спокойным).
Пусть дети несколько мгновений побудут в этом состоянии. Оно может быть длиннее, если дети чем-то были возбуждены до занятия, и достаточно коротким, если дети спокойны.
Вдруг из-за горизонта показалось солнышко (звучание музыки несколько усиливается, становится более динамичным, оно осветило все вокруг, коснулось своими лучами цветов, нежно погладило их головки. (Педагог сам может прикоснуться к головкам нескольких ребятишек.) Цветочки подняли свои красивые личики, открыли глаза, радостно улыбнулись солнышку и потянулись всеми своими лепестками и листочками к нему, к его длинным и теплым лучикам. (Звучание музыки становится более громким, оптимистичным.)
Представьте себе, как хорошо нам, цветочкам, жить на свете, как звонко поют птицы, как прекрасно все вокруг, как необыкновенны цветы, растущие рядом, улыбнитесь друг другу, цветы, коснитесь друг друга листочками, потянитесь вместе к солнышку (Апофеоз в музыке). Покажите с помощью цветной карточки цвет своего цветка. Ах, какой необыкновенный разноцветный сад цветет у нас здесь! (Педагог обращает внимание на цвет карточек, которые показали дети, фиксирует свое внимание на тех детях, которые показали карточки глухих, темных, напряженных тонов. В дальнейшей работе эти дети должны быть обязательно в центре внимания педагога.)
Солнышко взошло уже высоко, наши цветочки привели себя в порядок: умылись росой, причесались ветерком, успокоились и стали рассказывать друг другу сны-сказки, которые они увидели ночью. Одну из таких сказок я сейчас расскажу вам.
2. Сказка-игра.
Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, был волшебный сад, где росло необыкновенное, заколдованное дерево. Весной, когда дерево цвело, на его половинах раскрывались разные по характеру и окраске цветы.
Послушайте, дети, музыку и попытайтесь определить, какими были цветы на первой половине дерева (дети внимательно слушают «Подснежник» П. И. Чайковского). А теперь выберите цветную карточку и покажите, какими по окраске были цветы на этой половине волшебного дерева.
По ночам, когда цветы никто не видел, они спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками, движением тела (Обратите внимание на плавность, мягкость, легкость движений детей.) А теперь покажите мне, как они смотрели друг на друга вовремя этого танца. Молодцы, дети! Теперь попробуйте выбрать репродукции, которые похожи по характеру на те, что представились нам в звучании музыки. Опишите их. Какие же они по характеру? (Ласковые, нежные, добрые.)
Но на другой половине заколдованного дерева росли другие цветы. Послушайте музыку и попробуйте передать движением и мимикой, какие они? (Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковского.) Выберите, пожалуйста, цветную карточку и покажите, какой по цвету был наряд у этих цветов.
А сейчас попробуйте выбрать репродукции с изображением похожих цветов. Опишите их характер (злой, колючий, сердитый, зловещий и т. д.).
Посмотрите на дерево, нарисованное на нашем панно. Это то самое заколдованное дерево, о котором рассказано в сказке. Наступила осень, облетели с него волшебные цветы. Дерево стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжало быть заколдованным. Когда в саду волшебницы останавливались путники и садились отдохнуть под его доброй половиной, случалось невероятное — они добрели душой и сердцем. Тот же, кто попадал под его злую половину, становился жестоким, злым и жадным.
Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал, становились добрыми. А как мы можем предупредить людей, что нельзя садиться под вторую половину? Как же нам это сделать? Может быть, нарисовать? А что можно нарисовать? ( Дети перечисляют разные варианты: написать объявление — но как же его прочтут те, кто не умеет читать, например, совсем маленькие дети? Обнести колючей проволокой — это некрасиво, да и вообще опасно для жизни дерева : оно может погибнуть. Кто-то догадывается, что можно нарисовать цветы «добрые» и «злые» и «развесить» на ветвях дерева.) Замечательно придумали, дети. Но как же нарисовать «добрый» цветок, а как — «злой»? Давайте еще раз посмотрим на репродукции картин и вспомним, какие цветы мы выбирали для «доброй» половины дерева, а какие для «злой». А почему мы выбрали эти цветы? По каким признакам определили, что эти цветы на картинах «добрые», а эти — «злые»? (Вместе с педагогом дети разбирают цветовое решение картин и линейную характеристику изображенных на них цветов. Если это удается не сразу, то следует еще раз послушать музыкальные фрагменты или их части, чтобы дети передали характеристики цветов движениями и мимикой.)
Итак, каждому надо нарисовать на листе бумаги один цветочек «добрый», а один — «злой», помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету, и по своему контуру (мягкому, плавно изогнутому, или резкому, изломанному).
3. Практическая самостоятельная деятельность.
Дети рисуют два цветка для разных половин волшебного дерева, а потом вырезают их по контуру. Педагог вместе с помощниками (теми детьми, которые работают быстрее) наклеивают вырезанные цветы, обязательно согласовывая с каждым, на какую из половинок дерева, добрую или злую, нужно приклеить тот или иной цветок. Довольно часто на занятии будет встречаться «нейтральное» решение задачи, когда по рисунку ребенка практически не видна разница между «добрым» и «злым» цветками.
Когда все без исключения цветки будут наклеены на волшебное дерево, следует подвести итог занятия : что мы сегодня делали, что видели, чему новому научились?
Затем педагог приглашает всех детей подойти к панно и полюбоваться коллективной работой. Дети показывают друг другу, какие цветы нарисовал каждый из них. Педагог обращает внимание детей на результат общей работы, совместного творчества.
А можно ли нам продолжить сказку? Как дальше играть с этим деревом? Может ли это волшебное дерево помочь тем, кто ссорится, злится, дерется? А как? Кто догадался? Правильно, дети, надо немного посидеть или постоять под его «доброй» половиной.
Далее дети вместе с педагогом выбирают место, где панно может висеть. Его можно разместить в групповой комнате. Повесив панно, дети усаживаются под «доброй» половиной дерева. Звучит фрагмент из сюиты Э. Грига «Утро».