Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи. Звуковой анализ слова «Дом»

Валентина Семёнова
Конспект занятия по развитию речи. Звуковой анализ слова «Дом»
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение грамоте в старшей группе

(образовательная область «Речевое развитие»)

Тема: «Звуковой анализ слова «дом».

Программное содержание. Учить детей проводить звуковой анализ слова. За-креплять умение называть слово с заданным звуком. Разучить игру с задания-ми.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Звуковой анализ слова „Дом“» размещена в разделах

Материал. Демонстрационный: доска, картинка-схема слова «дом», указка, фишки синего и красного цвета, презентация.

Раздаточный: картинки-схемы слова «дом», указки (счётные палочки, квадраты красного и синего цвета, круги красного, жёлтого и зелёного цвета, зеркала на каждого ребёнка.

Ход.

I.Воспитатель.

I.2. - Сегодня мы будем учиться составлять звуковую модель слова, играть со звуками, придумывать слова.

Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии :

Один, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Для того чтобы внятно, чётко говорить, сделаем гимнастику для язычка.

I.3. Артикуляционная гимнастика.

Раз – мы ротик от-крываем,

Будто кошечки зева-ем.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – подуем в ду-дочки,

губки, словно трубоч-ки.

Тянуть губки хоботком.

Три - на губки по-смотри, улыбаемся на три.

Широко улыбаться, растянув губы.

На четыре – ротик шире.

Барабаним на «четы-ре».

Держать рот широко раскрытым, стучать по внут-ренней поверхности верхних резцов, произнося «Д-Д-Д».

Пять – откроем рот опять, нужно губку облизать.

Рот открыть, улыбнуться, широким языком облизы-вать верхнюю губу, при этом стараться обнять язы-ком всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта, рот не закрывать.

Шесть - почистим наше нёбо,

Нёбо чистым было чтобы.

Рот широко открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Рот не закрывать.

Семь – мы будем звонко цокать.

Так стучит копытцем лошадь.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться.

Медленно щелкать языком, присасывая его к небу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

Восемь - к нам прихо-дит осень.

Вырос гриб на счете «восемь». Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не отрывать его. Опускать и поднимать нижнюю че-люсть, растягивая подъязычную связку.

Десять – можно по-болтать,

Поболтать и не устать.

Широко открыть рот. Болтать языком, проводя им по верхней губе – «бл-бл»

II.1. Знаю, знаю наперед

Вы смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки,

Интересную загадку.

Загадка. Вот огромный шумный мир,

Очень много в нём квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остеклённые балконы.

Дети: Дом.

Воспитатель: Правильно! (На доске картинка «Дом»)

II.2. Звуковой анализ слова «ДОМ»

- Переверните ваши листочки. На них тоже отгадка.

- Скажите, что это за клеточки под картинкой?

Дети: «Сколько клеточек, столько звуков».

- Совершенно верно. Давайте сосчитаем, сколько клеточек?

(вызывает ребенка к доске)

- Значит, сколько звуков в слове «дом»?

- Произнесём слово «дом» так, чтобы каждый звук попал в свой «домик»

(клеточку)

- Произнесём слово «дом» по-другому (воспитатель ведёт указкой вдоль схемы, интонационно выделяя первый звук, 2 ребёнка повторяют, дети на ме-стах «читают», воспитатель проверяет правильность).

-Какой первый звук в слове «дом»? (д)

-Какой он: гласный или согласный?

-Почему? (Когда мы его произносим, встречается преграда – язык упирается в верхние зубы)

- Какой он – добрый или сердитый? Как его обозначим?

- Обозначим синей фишкой.

-Произнесём слово «дом» снова (выделяя второй звук).

- Какой второй звук в слове «дом»? (о)

-Как мы его произносим? (свободно, во рту ничто не мешает, его можно петь, тянуть).

- Какой это звук? (гласный)

- Какой фишкой обозначим?

-Произнесём слово «дом» ещё раз (выделяя третий звук).

- Какой звук последний? (м)

- Как мы его произносим? (смыкаем губы)

- Какой он? (cогласный)

- Какой он – добрый или сердитый? Как его обозначим?

- Обозначим синей фишкой.

Воспитатель: Сколько звуков в слове «дом»?

Назовите первый звук. (д)

Назовите второй звук. (о)

Назовите третий звук (м)

(на доске показать указкой)

II.3. Игра с заданиями «Живые звуки».

1 (Ребёнок 1) будет звуком «д». Возьми свою фишку. В какой клетке она стоит?

(Ребёнок 2) будет звуком «о». Возьми свою фишку. В какой клетке она сто-ит?

(Ребёнок 3) будет звуком «м». Возьми свою фишку. В какой клетке она сто-ит?

Дети-звуки составляют слово «дом».

Воспитатель подзывает звуки по порядку и вразбивку. Дети каждый раз со-ставляют слово. Остальные «читают» слово.

- Звук Д, поставь фишку на место.

- Звук М, поставь свою фишку на место. Где твоя клеточка?

- Какой звук остался? Поставь фишку на место и «прочитай» слово.

2. - Воспитатель предлагает другим детям стать «звуками» и выполнить раз-личные задания, например: «Звук Д, назови своего братца (Дь). Звук О, спой свою песенку. Звук М, хлопни в ладоши».

3. Дети по заданию воспитателя убирают фишки со схем.

-Уберите звук О, звук М, звук Д.

- Мы с вами составили звуковую модель слова «дом».

- Посмотрите на доску. Что мы видим на горе?

Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»

На горе мы видим дом кистями рук изобразить домик

Много зелени кругом волнообразные движения кистями рук

Вот деревья, вот кусты руками показать деревья и кусты

Вот душистые цветы пальцами показать бутон

Окружает все забор пальцами показать забор

За забором – чистый двор погладить одной ладонью другую

Мы ворота открываем кистями показать, как ворота открыва-ются

К дому быстро подбегаем пальцами левой руки пробегаем по пра-вой

В дверь стучимся – тук-тук-тук постучать кулаком руки по ладони

Кто-то к нам идет на стук ладонь приложить к правому уху

В гости мы к друзьям пришли и по-дарки принесли вытолкнуть руки вперед, как будто пре-поднося что-то

III.2. Игра «Назови слова со звуками д, дь»

- Посмотрите на картинку и найдите предметы, в названиях которых есть звуки Д и Дь.

3. Итог.

- Какие задания выполняли?

- Какое задание показалось трудным?

- Какое понравилось?

- Оцените свою работу.

Cамооценка (зелёный, жёлтый, красный кружочки)

.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Щ]» в средней группе .

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова» Цель: формировать потребность у детей о необходимости говорить вежливые слова. Активизировать использование в речи вежливых слов. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Звуки и слова» в старшей группе Цель: учить выделять звуки в слове. Задачи: 1. Познакомить детей с протяжённостью и линейностью слов; 2. Познакомить с понятием «звук», согласный.

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа)Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа) .

Конспект занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи». Дидактические упражнения: «У кого что?», «Кто, где живет?» Цель: познакомить детей с новым звуком «ф» (песенка.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова»Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи. Звуковой анализ слова «Дом»
Опубликовано: 3 февраля 2021 в 14:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи. Звуковой анализ слова «Дом»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Семёнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД