Затолокина Ольга
Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Развитие связной речи детей.
Задачи:
- Образовательные:
1. активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»
2. закреплять навыки детей отвечать на вопросы педагога полным распространенным ответом;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. учить образовывать сложные прилагательные, существительные в уменьшительно- ласкательной форме, существительные множественного числа, согласовывать числительные и существительные, притяжательные прилагательные;
4. учить составлять описательные рассказы про птиц.
-Развивающие :
1. развивать наблюдательность;
2. развивать зрительное и слуховое восприятие;
3. развивать интерес у детей к жизни зимующих птиц.
-Воспитывающие:
1. воспитывать умение слушать рассказы других детей;
2. воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
3. воспитать умение работать в команде.
4. воспитывать чувство эмпатии.
- Здоровьесберегающие:
Способствовать созданию благопритного психологического климата;
Материалы и оборудование: зимнее дерево, магнитная доска, картинки зимующих птиц, парные картинки, картинки – пазлы, мяч, аудиозапись- голоса птиц, картинки воробья, опорная схема для составления рассказа по теме «зимующие птицы», смайлики, ноутбук.
Предварительна работа: отгадывание загадок о птицах, заучивание стихотворений и песен, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о птицах, чтение рассказов про птиц, сравнение птиц, участие в выставке детских работ по рисованию и лепке на тему «зимующие птицы».
Деятельность педагога: игровая развивающая среда по теме НОД, составление видеороликов на тему: «Зимующие птицы».
Деятельность педагога с детьми: рассматривание видеороликов про зимующих птиц.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Зимующие птицы»;
Индивидуальные беседы «Берегите птиц»;
Разучивание стихов и песен по лексической теме вместе с детьми.
Формы организации совместной деятельности: беседа, игровая деятельность, самостоятельная творческая продуктивная деятельность, самоанализ.
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Организационный момент:
(Дети входят в зал под музыкальное сопровождение, встают в полукруг, здороваются с гостями.)
В. : Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Д. : Здравствуйте! (полукруг)
А сейчас все встанем в круг,
Шире круг, больше круг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Основная часть:
В: Настроение у нас хорошее, можно начинать занятие, присаживайтесь на снежинки. (сидят на ковре)
Подскажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) а какой месяц сейчас (Февраль) А какие зимние месяцы вы еще знаете? (Декабрь, январь). А какой день недели сегодня – Среда. А какие дни недели вы еще знаете – понедельник, вторник, четверг, пятница, суббота и воскресенье) …
(Музыка - вьюга) Выбегает белка.
Б. : Ой-ой- ой, у нас в лесу случилась беда, снежная королева заколдовала птиц, чтобы их расколдовать нужно отправиться в лес и выполнить задания. Не знаю, что делать. Одна я не справлюсь…
В. : Ребята, что мы можем сделать для белочки?
Д. : - Помочь.
В. : Вы готовы отправиться в лес и выполнять задания?
Д. : – Да!
В. : Тогда отправляемся в путешествие. (дети встают в полукруг)
Нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!»
В. : Ребята, как –то в лесу очень тихо… и птичек совсем не видать…
Посмотрите, что это под деревом?
Д. : – конверт.
В. : Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. (Дети присаживаются на снежинки)
(в конверте картинки с заколдованными птицами).
1. ребусы: сорока (40 + а, снегирь (снег + ирь, голубь (гол + убь);
загадки про ворону, дятла, воробья, синицу)
(отгадываем и переворачиваем картинку, вешаем птиц на дерево)
В. : Теперь мы узнали, каких птиц заколдовала Снежная королева. Но мы их обязательно расколдуем, выполнив все задания. Как вы думаете, как назвать одним словом всех этих птиц.
Д. : - зимующие.
В. : А почему эти птицы могут зимовать здесь?
Д. : – т. к. питаются не только насекомыми, но и семенами деревьев, кустарников, крошками и тд.
В. : Чем птицы похожи?
Д. : У них есть голова, туловище, хвост, 2 лапы, 2 крыла, клюв, перья.
В. : А чем отличаются птицы?
Д. : -размерами, окраской, по–разному подают голос…
В. : Молодцы, ребята, идем дальше! Посмотрите, а вот следующее задание. (ребята присаживаются за столы)
Д. И. «Подбери парное слово» (на столе у каждого ребенка лежат картинки, дети ищут пару и показывают воспитателю)
- У человека дети, а у птиц? (птенцы);
- У кошки шерсть, а у птиц? (перья);
- У собаки нос, а у птиц? (клюв);
- У человека руки, а у птиц? (крылья);
- Заяц бегает, а птицы? (летают);
В. : Правильно! Чтобы быстрей разгадать следующее задание, предлагаю вам самим превратиться в птичек и долететь до него.
Физкультминутка: «Птички» (в рассыпную)
Птички прыгают, летают? (махи руками и прыжки на месте)
Птички прыгают, летают.
Птички крошки собирают? (наклоны вперед)
Птички крошки собирают.
Пёрышки почистили? (подняли правую руку)
Пёрышки почистили! (подняли левую руку)
Клювики почистили? (наклоны головы – влево- вправо)
Клювики почистили!
Дальше полетели? (махи руками)
Дальше полетели.
И на ковер сели!
В. : Ребята, вы согрелись? А давайте согреем и наших птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.
Д. И. «Назови ласково»
(дети встают в полукруг, отвечает тот ребенок в уменьшительно-ласкательной форме, кому воспитатель бросил мяч)
Воробей – воробышек, воробьишко;
Снегирь- снегирек, снегирушка;
Голубь – голубок, голубка;
Синица - синичка;
Перо – перышко;
Клюв – клювик;
Хвост – хвостик;
Шея – шейка.
В. : Замечательно выполнили задание! Тихо-тихо… вы слышите? Не наши ли птички это поют? (дети присаживаются на снежинки и отгадывают голоса птиц)
«Кто как голос подает» (звучит аудиозапись голоса птиц)
Воробей – чирикает;
Голубь – воркует, гулит;
Сорока – стрекочет;
Ворона – каркает;
Дятел – стучит;
Синичка – тинькает;
Снегирь – посвистывает.
В. : Какие вы внимательные! Все голоса птиц отгадали! Как же красиво поют птицы! Так и хочется послушать еще, но надо идти дальше к следующему заданию.
(дети присаживаются за парты, вызываю к доске по одному, прикрепляют недостающий пазл)
Д. И. «Скажи одним словом»
У воробья короткий клюв, поэтому его называют – короткоклювый;
У снегиря черная голова, поэтому его называют – черноголовый;
У синицы желтая грудка, поэтому ее называют – желтогрудая;
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют – длиннохвостая;
У дятла длинный клюв, поэтому его называют – длинноклювый;;
У вороны черные крылья поэтому ее называю - чернокрылая;
У сороки белые бока, поэтому е называют – белобокая.
В. : Молодцы, вы справились с очень сложным заданием. Устали? (Да, Нет)
А) Д. : – нет!
В. : Тогда идем к следующему заданию. Мы выполнили столько заданий, а птицы все заколдованы…Давайте напомним им, как они летали в лесу. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивать фразу и выполнять движение со своими птицами. (берут картинку воробья в руки и встают в полукруг)
Б) Д. : - Да!
В. : Тогда предлагаю вам опять превратиться в птиц и напомнить им, как они летают. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивать фразу и выполнять движение. (берут картинку воробья в руки и встают в полукруг)
Воробей в лесу летел
Он к березе подлетел
На березку посмотрел
Вокруг веток облетел
Воробей поесть хотел
Вниз с березки он слетел
В травке зернышки поел,
Через пень перелетел.
Снег пошел, ветер завыл,
Воробей в дупло влетел.
Там немного посидел,
Вылетел и улетел.
В. : Молодцы, ребята! А теперь осталось нам выполнить последнее задание.
Посмотрите, что это за картинка? Как вы думаете, что нам нужно сделать?
Д. : - составить рассказ по картинке. (дети присаживаются на лавочку)
В. : Давайте попробуем. (ребенок подходит к доске и по мнемосхеме составляет описательный рассказ про птицу).
В. : Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями!
(звучит аудиозапись пение птиц)
В. : Посмотрите, мы расколдовали всех птиц и они летают в небе! (приглашаю детей к окну посмотреть на летающих птиц).
Выбегает белочка.
Б. : : Спасибо, ребята, вы справились с заданиями Снежной королевы и расколдовали птиц. Теперь в лесу будет весело!
В. : Рады были помочь! А чтобы нашим гостям было тоже весело, мы споем для них песенку.
Песня «А воробьи – чирик - чирик»!
В. : На этом, ребята, наше путешествие закончено. Нам пора возвращаться.
Раз, два, три повернись, в зале снова окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются в группе (присаживаются на снежинки)
Заключительная часть. Рефлексия:
Что вам понравилось сегодня делать больше всего. Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите? Что нового и интересного вы сегодня узнали? А как мы можем заботиться о птицах? (ответы детей)
В. : (Возьмите на столах смайлик и покажите мне смайлик с вашим настроением)