Ирина Царева
Конспект занятия по развитию речи «Зимняя сказка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: «Зимняя сказка».
Цель: Активизировать познавательную деятельность детей в разных видах деятельности на занятии.
Задачи.
- Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки
- Упражнять в подборе определений к заданному слову
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимняя сказка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании.
- Развивать у детей выразительность речи : умение произносить фразы и предложения с различной интонацией, силой голоса
- Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание
Ход занятия.
Воспитатель: добрый день ребята! Наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром!
Воспитатель задает вопросы.
- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? (Ответы детей).
- Почему зиму называют здесь царицей? (Ответы детей).
- Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»? (Ответы детей).
- На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку про зиму:
Кто, угадай - ка?
Седая хозяйка,
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки!
Воспитатель: Расскажите, какие образные выражения используются в этой загадке. Почему зима называется в ней седой хозяйкой? Какие перинки трясет зима и что же за пушинки вылетают из них? (Ответы детей).
Воспитатель: А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.
Он вошел - никто не видел.
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес.
Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает – ковром устилает.
Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку.
Воспитатель: Зимой лес выглядит сказочно : деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
- Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый).
- Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одетые в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики).
- Снегопад в лесу, какой он? (Снежные хлопья, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение).
Воспитатель: После прогулки по лесу я предлагаю вам немного передохнуть на полянке, где очень много домиков лесных жителей.
Воспитатель: В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (Лисий.) Поговорим о лисе. Лиса умеет … рыть нору. (Воровать кур в деревне, охотиться за мышами, запутывать следы, прятаться и т. д.) Ребята, вы знаете, что героями народных сказок часто являются разные звери, которым присваиваются различные человеческие качества. Скажите, пожалуйста, какая лиса в русских сказках? (Ответы детей).
Воспитатель: В другом доме живет медведь. Чей дом? (Медвежий.) Я знаю, что медведь умеет … (плавать, лазать по деревьям, ловить рыбу, лакомиться медом, разорять муравейники и т. д.) А медведь чаще всего какими качествами обладает в сказках? (Ответы детей).
Воспитатель: В этом доме живут зайцы. Чей дом? (Заячий.) Заяц умеет … (прыгать, бояться, запутывать следы, грызть капусту и т. д.) Какими качествами обладает заяц в русских сказках? (Ответы детей).
Игра «Расскажем сказку вместе».
Воспитатель разбивает детей на команды. Раздает детям в произвольном порядке карточки с сюжетными картинками, на которых изображены отрывки из известных русских народных сказок. Получается так, что детям одной команды достаются карточки с картинками из разных сказок. Задание: каждой команде придумать новую сказку, разложив карточки в любом порядке, и рассказать ее вместе.
Раз - присядка, (Присесть).
Два - прыжок. (Подпрыгнуть).
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза).
Любят долго потянуться, (Потянуться).
Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).
Рыжим хвостиком вильнуть. (Движение бедрами вправо - влево).
А зайчата - спинку выгнуть (Наклон вперед).
И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок вверх).
Ну а Мишка косолапый, (Согнуть руки в локтях).
Широко расставив лапы, (Ноги на ширине плеч).
То двумя, то всеми вместе (Переступание с ноги на ногу).
Долго топчется на месте.
Начинает все сначала.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить русскую сказку «Лиса и волк», в которой лиса научила волка ловить рыбу из проруби хвостом. Хотите, попробуем разыграть эту сказку по ролям? (Ответы детей).
Воспитатель: Но сначала нужно прорепетировать. Первое требование к актерам: они должны четко проговаривать все слова своей роли. Для этого актеры специально тренируются. Этим займемся и мы.
Лучшая тренировка - скороговорки.
Воспитатель: Даю вам задание: четко и ясно произнести скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».
Воспитатель: Какой звук встречается в этой скороговорке чаще других? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, звук «р». Сначала давайте вспомним, как мы произносим звук «р». Повторение артикуляции звука «р» : язык прижат к верхним зубам, губы сомкнуты, между ними узкая щель. Воздушная струя вырывается изо рта с силой. Можно попросить детей положить пальчики на горлышко, чтобы ощутить дрожание голосовых связок (подключение осязания).
Воспитатель: А теперь наша скороговорка: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят». Сначала скажем ее медленно, все вместе.
Воспитатель: А теперь попробуем разные фразы произнести с разными чувствами. Давайте вспомним эпизод сказки, в котором лисичка притворилась мертвой. Мужик положил ее в сани, а лисичка из них всю рыбу выбросила и сама убежала. Вот приехал мужик домой и видит, что рыбы нет. Он говорит: «Вся рыба куда-то пропала». Давайте попробуем произнести эту фразу по-разному.
- Сначала скажем ее утвердительно.
- Мужик рассержен, раздосадован.
- Он страшно огорчен, чуть не плачет.
Воспитатель: Молодцы, здорово у вас получается. А теперь представьте себе волка, который сидит у проруби и ловит в ней рыбу с помощью собственного хвоста. Он говорит: «Ловись, ловись рыбка, большая и маленькая».
- Он говорит эту фразу с воодушевлением, представляет, сколько рыбы поймает.
- Волк говорит с досадой: рыба все не ловится, а он уже устал сидеть.
- Хищник просит, уговаривает рыбку, чтобы она поймалась.
- Зверь очень замерз, у него зуб на зуб не попадает, и он уже не надеется, что поймает рыбу.
Воспитатель: Что же, все, что мы сейчас говорили, я думаю, очень поможет нам, когда мы будем разыгрывать сказку «Лиса и волк».
Итог.
Воспитатель предлагает детям подобрать атрибуты разных театров: игрушки бибабо, настольный театр, маски - для самостоятельной инсценировки сказки.
Воспитатель: Ну что, понравилось вам наше занятие? (Ответы детей).
Какая у нас получилась великолепная зимняя сказка.
Воспитатель: Вы молодцы, за ваше старание и усердие, вот вам ребятишки вкусное угощение.
Занятие окончено.