Гамидова Фатима Дахировна
Конспект занятия по развитию речи «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Цель: обобщить и закрепить знания детей, полученные в течение года.
Образовательные:
-продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи;
- закреплять умение описывать предметы;
- формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них;
Воспитательные:
-воспитывать взаимопомощь, дружелюбие;
-воспитывать у детей терпение, усидчивость, желание быть грамотным.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
-развивать наглядно-образное мышление, любознательность, развивать память, воображение;
-развивать связную речь;
Словарная работа: избушка, лубяная, ледяная, петушок, хитрая, обманчивая.
Методические приемы: напоминание, объяснение, вопросы, повтор, сюрпризный момент, поощрение, беседа, наглядные материалы, хоровые ответы, индивидуальные ответы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций животных; отгадывание загадок; игра «Назови ласково», чтение сказки «Заюшкина избушка».
Материалы и оборудование: колокольчик, картинки, мягкая игрушка лиса, мешочек, цветы, бабочки бумажные, домики бумажные для инсценировки сказки, маски.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте мы с вами с ними поздороваемся.
Дети : Здравствуйте.
Воспитатель: Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки
И тепло пойдет по кругу.
Вот мы с вами передали тепло друг другу и нашим гостям.
Воспитатель: А чтобы гости нас сегодня услышали нужно говорить четко, внятно и понятно.
Артикуляционная гимнастика.
Лиса
Са — са – са – это рыжая лиса.
Су – су – су – и живёт лиса в лесу.
Сы — сы – сы – хвост пушистый у лисы
Се – се – се – все знают сказки о лисе.
Воспитатель : Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю читать и слушать.
Ребята хотите попасть в сказку?
Ответы детей.
Воспитатель: А отправиться в сказку нам поможет мой волшебный колокольчик.
Чтоб попасть в сказку нам надо произнести волшебные слова.
РАЗ-ДВА-ТРИ В СКАЗКУ ПОПАДИ (звонит в колокольчик).
Воспитатаель: Закрывайте глазки вот мы и в сказке. Посмотрите,как вокруг красиво, сколько цветов вокруг. А почему так много цветов ребята? Как вы думаете?
Дети: наступила весна и все расцветает. Давайте понюхаем, глубоко вдыхайте.
Дыхательная гимнастика «Бабочки»
Какого они цвета? Давайте подуем на них.
«Волшебный мешочек»
Воспитатель: Ребята посмотрите что это?
Дети : Мешочек.
Воспитатель: Там что – то есть. Хотите угадать что там? Мы будем с вами угадывать не с помощью глаз, а с помощью рук. Сейчас я вам каждому дам пощупать,что же там внутри. А вы мне будете говорить, что же там такое.
Ответы детей.
Воспитатель: Кто это? Это лиса правильно. Она прибежала к нам из сказки.
Воспитатель: Ребята, а скажите как в сказках называют лису (Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая лиса).
Воспитатель: А как вы догадались что это лисичка?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята проходите за стульчики и опишем нашу лису.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая лиса!
А что вы можете сказать про лису?
Какая у нее мордочка (острая)
Какие ушки (похожи на треугольники)
Какая шерстка (мягкая, пушистая, рыжая)
Хвост у лисы какой (длинный,пушистый)А зачем ей нужен длинный хвост (чтобы заметать свои следы)
А по характеру в сказках какая лиса? (хитрая, обманчивая)
А какая она бывает хитрая лиса? Покажите.
А какие сказки вы знаете, где мы встречали с вами лису?
Дети: «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Журавль и лиса».
Воспитатель : Ну наша лисичка пришла к нам из другой сказки, где обидела зайчика и выгнала его из дома. Что это за сказка?
Дети: «Заюшкина сказка».
Загадывание загадок о животных.
Воспитатель : Лисичка вам принесла загадки и просит вас их отгадать, но она просит вас отгадку назвать ласково. Игра «Назови ласково»
Загадки:
1. Золотое горлышко, утром будет солнышко (Петушок)
2. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает (мишка,мишутка)
3. Серый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной (ежик)
4. На цепи сидит, дом сторожит (собачка)
5. Зимой беленький, летом серенький (зайка,зайчонок)
6. Рыжая плутовка, хитрая головка, в сарай попала,кур пересчитала (лисичка,лисонька)
Воспитатель: Ребята посмотрите и скажите все они герои сказки «Заюшкина избушка».
Ответы детей.
Воспитатель: Лисичка вам говорит спасибо,что отгадали все ее загадки и хочет с вами поиграть, она принесла вам картинки. Приготовьте ручки.
Дидактическая игра «Посчитай в слове слог».
На столе картинки :белка,мышка,зайка,слоник,утка,медведь,собака.
Физминутка «Животные»
У лисицы острый нос,
(показываем «острый» носик)
У нее пушистый хвост,
(показываем руками сзади «хвост»)
Шуба рыжая лисы
(поглаживаем себя по плечам, рукам)
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает,
(идем важно, покачиваясь)
Шубу пышную поглаживает.
(поглаживаем себя по плечам, рукам)
Я - охотница до птицы!
(хватательные движения перед грудью)
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь,
(ладонь ставим на лоб «козырьком»)
И тихонько затаюсь.
(присесть, сжаться в комок)
После прыгну и схвачу,
(прыжок в сторону)
Деткам в норку отнесу.
(побежали по кругу)
Воспитатель: Ребята,а вот лисичка здесь шепчет мне, что она подслушала, что на одном из занятий мы рассказывали и показывали сказку «Заюшкина избушка», и она плачет и просит нас еще раз показать сказку. Покажем ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте проходите распределим роли, я буду автором, а другие зрителями.
Сказка начинается.
«Заюшкина избушка».
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала.
— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы обтирает. Бежала мимо собака:
— Тяф-тяф-тяф! О чём, заинька, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — Мы её вы гоним.
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним!
Подошли к избушке :
— Тяф-тяф-тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
— Как выскочу,
Как выпрыгну,
Пойдут клочки
По заулочкам!
Испугалась собака и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет. Идё т мимо волк:
— О чём, заинька, плачешь?
— Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — вот я её вы гоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Пошё л волк к избе и завыл страшным голосом:
— Уыыы. уыыы. Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
— Как выскочу,
Как выпрыгну,
Пойдут клочки
По заулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заяц опять сидит и плачет.
Идё т старый медведь:
— О чём ты, заинька, плачешь?
— Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её вы гоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не вы гонишь.
— Нет, выгоню.
Пошёл медведь к избушке и зарычал :
— Рррр. ррр. Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
— Как выскочу,
Как выпрыгну,
Пойдут клочки
По заулочкам!
Испугался медведь и ушёл.
Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу.
— Ку-ка-реку! Заинька, о чём ты плачешь?
— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не вы гнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый мед ведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Пошёл петух к избушке :
— Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
— Одеваюсь.
Петух опять:
— Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
А лиса говорит:
— Шубу надеваю.
Петух в третий раз:
— Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.
Воспитатель: Лисичке очень понравилась сказка. А чему учит эта сказка?
Дети: Что нельзя обижать маленьких, слабых.
Воспитатель :А теперь нам надо попрощаться с лисичкой и вернуться в детский сад.
Колокольчик зазвени и в детский сад нас верни!
Вот мы и в детском саду.
Ребята вам понравилось путешествие?
Что больше всего вам понравилось?