МААМ-картинки

Конспект ООД по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» с использованием опорных сигналов.

Наталья Николаенко
Конспект ООД по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» с использованием опорных сигналов.
▼ Скачать + Заказать документы

Использование презентаций и мнемотаблиц при заучивании стихов с детьми старшего возраста способствует пониманию, осмыслению ребенком непонятных слов и словосочетаний, образных выражений текста и тем самым быстрому его запоминанию.

Основной принцип при организации таких занятий - принцип использования опорных сигналов.

Опорные сигналы

Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Заучивание стихотворения И, Бунина „Листопад“ с использованием опорных сигналов,» размещена в разделах

- это и цветные опорные картинки, и готовые мнемотаблицы, и опорные схемы, нарисованные детьми, т. е. тот наглядный материал, который позволяет включить в работу над стихотворением не только слуховую, но и зрительную память ребенка. Материал, который позволяет осмыслить стихотворение, и путем установления ассоциативных связей его запомнить!

Задачи:

Познакомить детей со стихотворением И. Бунина «Листопад», вызвать желание его выучить.

Развивать умение понимать образность выражений и красоту поэтического произведения.

Способствовать развитию умения выразительно читать стихотворение (отображать голосом радость, восхищение, грусть; умение менять силу голоса).

Закрепить знания примет золотой осени.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие :

Способствовать развитию словарного запаса детей образными выражениями и словами из текста, объяснить их смысл: терем расписной, цвета: лиловый, багряный, пестрый, лазурь неба; резьба, листва сквозная, просветы в небо, что оконца.

Развивать умение понимать и использовать при самостоятельном рассказывании мнемотаблицу.

Художественно-эстетическое развитие :

Развивать умение видеть красоту природы и в картинах художников, и в художественных произведениях, видеть красоту образных выражений поэтов.

Познавательное развитие :

Способствовать развитию знаний о приметах золотой осени, о состоянии неживой природы в этот период года.

Социально – коммуникативное развитие :

Развивать умение слушать чтение стихотворения другими детьми, умение рассказывать его по частям. Развивать память, внимание.

Предварительная работа:

ООД Образовательная область «Познавательное развитие» - «Золотая осень».

Рассматривание картин с изображением Золотой осени.

Чтение художественных произведений по теме.

Наблюдения во время прогулки.

Материал для занятия:

Презентация по ознакомлению и разъяснению содержания стихотворения.

Схема для заучивания стихотворения. (Мнемотаблица. Все картинки схемы располагаются по горизонтали друг за другом по порядку).

Картина с пейзажем осеннего леса.

Текст стихотворения И. Бунина «Листопад».

Ход занятия:

1 часть. Дети сидят полукругом.

Воспитатель – Мы уже много говорили с вами, ребята, о прекрасном времени года, что царит сейчас в природе, о золотой осени.

Рассказывали, что многие художники изображают на своих картинах золотую осень, многие поэты посвящают ей стихи, потому, что нет другого такого яркого, разноцветного времени года.

-Я хочу прочитать вам ещё одно яркое, красивое стихотворение об осени. Написал его русский поэт Иван Бунин. Называется оно «Листопад».

--Послушайте его –слайд 2.- картина осеннего леса.

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

--Беседа по тексту.

-Скажите, ребята, с чем сравнивает поэт осенний лес? (c расписным теремом)

Лес, точно терем расписной…

-А что такое терем? (дом, высокий дом)

- О каком тереме можно сказать, что он расписной? (об украшенном узорами, разноцветными красками).

-Действительно, посмотрите, какой красивый терем: украшен разными фигурками, резными деталями, разноцветными красками. (слайд 3)

-Можно сказать, что этот терем расписной? (Да)

-Посмотрите, а вот еще один терем расписной, но только сказочный. (слайд 4).

Он тоже украшен разноцветными резными башенками.

-Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом? (потому, что он тоже разноцветный) (слайд 5).

-А какие цвета в осеннем лесу увидел поэт? (слайд 5)

Лиловый, золотой, багряный…

-Лиловый цвет –это красновато-фиолетовый цвет,

Золотой –это (отвечают дети)

Багряный – это темно ярко красный цвет.

(Показать детям на картине эти цвета, повторить название цветов хором.)

-(слайд 6) Веселой, пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной.

Лес такой густой, нет даже просветов, как будто стена.

-А пестрый цвет-это какой? (разноцветный).

-А еще поэт говорит о «желтой резьбе берез» -(показать березовые листики)

Березы желтою резьбой… (слайд 7)

-Посмотрите, ребята, какие резные края у березовых листочков, похожи на искусную резьбу по дереву.

-Блестят в лазури голубой (слайд 8)

-О какой лазури голубой говорит поэт? (о небе)

Конечно, о голубом небе: лазурь –это светло-синий цвет.

-С чем сравнивает поэт елочки? (с вышками) - слайд 9.

Как вышки елочки темнеют…

- Елочки вырастают очень высокими, порой выше всех других деревьев,

а их зеленая хвоя кажется темной на фоне светлой, пестрой листвы деревьев.

(слайды 10,11) А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца….

-Почему, как вы думаете, о листве клена говорится, что она сквозная?

- Потому, что она уже не такая густая, как летом,

много листочков уже опали и появились просветы между листьями, как оконца,

через которые видно голубое небо. Повторите все вместе это слово «сквозная».

-(слайд 12) - Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца.

-Конечно, лес осенью постепенно оголяется, как будто высыхает, и это очень грустно.

-Ребята, а какое настроение возникало у вас, когда вы слушали стихотворение.

(радостное и грустное)

-Как вы думаете, поэт описывал красоту осеннего леса с восхищением, восторгом или с грустью? (с восхищением, он любуется ею).

-Подумайте, строки восхищения красотой природы, нужно читать громко или тихо?

(громко)

-А какое настроение передает поэт в конце стихотворения? (грусть)

Громко или тихо нужно читать эти строки? (тихо).

-Отключить презентацию.

Физминутка.

-Ребята, встаньте со стульчиков, сделайте один шаг вперед, сейчас вы превращаетесь в осенние деревья.

Дружно и стройно деревья стоят

У каждого свой желто-красный наряд

Падают листья, осень пришла

Ветер листочки все кружит с утра.

Ствол наклонился и дерево спит

Листик осенний тихонько шуршит.

-Налетел вдруг осенний ветерок, подул на листочки (подуть на детей, листочки закружились, закружились и тихонечко опустились на стульчики. (дети садятся на стульчики)

2 часть.

На доске картина с пейзажем осеннего леса (чтобы были на ней лиловый, золотой и багряный цвета, под картиной мнемотаблица.

-Ребята, сейчас я прочту стихотворение ещё раз,

а вы постарайтесь его запомнить и затем попробуете рассказать его сами.

-А вот эта схемка - подсказка поможет нам в этом.

Обратите еще внимание на то, с каким настроение и каким голосом я его буду читать.

-Итак, слушайте, я прочитаю стихотворение с помощью подсказки –таблицы.

(читать стихотворение с показом соответствующей схемки.)

-Давайте расскажем это стихотворение И. Бунина «Листопад» все вместе.

-А теперь попробуйте рассказать стихотворение по - одному.

(Первым спросить ребенка с хорошей памятью. Затем, еще 2 -3,

если ребенок затрудняется, помочь ему, читая вполголоса.

Последним читает ребенок, хорошо запоминающий или опять прочитать хором.)

В конце занятия:

-Ребята, понравилось ли вам стихотворение?

-О каком времени года это стихотворении?

-Кто запомнил фамилию автора? (Иван Бунин).

-Как называется это стихотворение?

- Картина и схема для рассказывания этого стихотворения еще какое-то время будут находиться в книжном уголке, и вы самостоятельно сможете поупражняться в рассказывании.

-Вы все сегодня молодцы, замечательно работали. Наше занятие закончено.

Слайды презентации.

Слайд 2 Слайд 3

Слайд 4 Слайд 5

Слайд 6 Слайд 7

Слайд 8 Слайд 9

Слайд 10 Слайд 11

Слайд 12 Слайд 13

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Заучивание стихотворения А. Л. Барто «Мяч»Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Заучивание стихотворения А. Л. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Заучивание стихотворения А. Л. Барто «Мяч». Цель: развивать речь детей, познакомить.

Конспект НОД по развитию речи «Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Берёза» Конспект НОД по развитию речи (подготовительная группа) Тема: «Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Берёза». Цель: учить детей.

Конспект по развитию речи в старшей группе. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» Цель. Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». Оборудование:.

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама» Задачи: Развивать произвольное запоминание, используя текст стихотворения. Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, любовь к маме.

НОД по развитию речи в младшей группе. Заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»НОД по развитию речи в младшей группе. Заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка» Цель: выучить стихотворение А. Барто «Лошадка» Задачи: учить детей внимательно слушать и понимать содержание стихотворения; развивать.

Урок литературного чтения «Величие родного слова в творчестве Ивана Алексеевича Бунина на примере стихотворения «Листопад» Аннотация. Методическая разработка урока литературного чтения «Величие родного слова в творчестве Ивана Алексеевича Бунина на примере стихотворения.

Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехникиЗанятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.

Занятие по развитию речи в средней группе-заучивание стихотворения «Ромашки» М. Пляцковский Программное содержание: Помочь детям запомнить стихотворение, используя прием моделирования, выразительно читать стихотворение, закреплять.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения «Колыбельная для мамы» Задачи:1) помочь детям запомнить стихотворение, познакомить с новым словом "хлопотала",вспомнить ласковые слова о маме. 2) развивать память,.

Занятие по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Мировича «Листопад» Задачи: Развивать произвольное запоминание, используя текст стихотворения. Учить детей воспроизводить текст, используя интонационную выразительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» с использованием опорных сигналов.
Опубликовано: 31 октября 2016 в 19:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» с использованием опорных сигналов.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаенко (УИ 848228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД