Наталья Николаенко
Конспект ООД по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» с использованием опорных сигналов.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование презентаций и мнемотаблиц при заучивании стихов с детьми старшего возраста способствует пониманию, осмыслению ребенком непонятных слов и словосочетаний, образных выражений текста и тем самым быстрому его запоминанию.
Основной принцип при организации таких занятий - принцип использования опорных сигналов.
Опорные сигналы
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Заучивание стихотворения И, Бунина „Листопад“ с использованием опорных сигналов,» размещена в разделах
- Бунин И. А. Творчество Бунина для детей
- Деревья осенью, листопад
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- это и цветные опорные картинки, и готовые мнемотаблицы, и опорные схемы, нарисованные детьми, т. е. тот наглядный материал, который позволяет включить в работу над стихотворением не только слуховую, но и зрительную память ребенка. Материал, который позволяет осмыслить стихотворение, и путем установления ассоциативных связей его запомнить!
Задачи:
Познакомить детей со стихотворением И. Бунина «Листопад», вызвать желание его выучить.
Развивать умение понимать образность выражений и красоту поэтического произведения.
Способствовать развитию умения выразительно читать стихотворение (отображать голосом радость, восхищение, грусть; умение менять силу голоса).
Закрепить знания примет золотой осени.
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие :
Способствовать развитию словарного запаса детей образными выражениями и словами из текста, объяснить их смысл: терем расписной, цвета: лиловый, багряный, пестрый, лазурь неба; резьба, листва сквозная, просветы в небо, что оконца.
Развивать умение понимать и использовать при самостоятельном рассказывании мнемотаблицу.
Художественно-эстетическое развитие :
Развивать умение видеть красоту природы и в картинах художников, и в художественных произведениях, видеть красоту образных выражений поэтов.
Познавательное развитие :
Способствовать развитию знаний о приметах золотой осени, о состоянии неживой природы в этот период года.
Социально – коммуникативное развитие :
Развивать умение слушать чтение стихотворения другими детьми, умение рассказывать его по частям. Развивать память, внимание.
Предварительная работа:
ООД Образовательная область «Познавательное развитие» - «Золотая осень».
Рассматривание картин с изображением Золотой осени.
Чтение художественных произведений по теме.
Наблюдения во время прогулки.
Материал для занятия:
Презентация по ознакомлению и разъяснению содержания стихотворения.
Схема для заучивания стихотворения. (Мнемотаблица. Все картинки схемы располагаются по горизонтали друг за другом по порядку).
Картина с пейзажем осеннего леса.
Текст стихотворения И. Бунина «Листопад».
Ход занятия:
1 часть. Дети сидят полукругом.
Воспитатель – Мы уже много говорили с вами, ребята, о прекрасном времени года, что царит сейчас в природе, о золотой осени.
Рассказывали, что многие художники изображают на своих картинах золотую осень, многие поэты посвящают ей стихи, потому, что нет другого такого яркого, разноцветного времени года.
-Я хочу прочитать вам ещё одно яркое, красивое стихотворение об осени. Написал его русский поэт Иван Бунин. Называется оно «Листопад».
--Послушайте его –слайд 2.- картина осеннего леса.
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
--Беседа по тексту.
-Скажите, ребята, с чем сравнивает поэт осенний лес? (c расписным теремом)
Лес, точно терем расписной…
-А что такое терем? (дом, высокий дом)
- О каком тереме можно сказать, что он расписной? (об украшенном узорами, разноцветными красками).
-Действительно, посмотрите, какой красивый терем: украшен разными фигурками, резными деталями, разноцветными красками. (слайд 3)
-Можно сказать, что этот терем расписной? (Да)
-Посмотрите, а вот еще один терем расписной, но только сказочный. (слайд 4).
Он тоже украшен разноцветными резными башенками.
-Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом? (потому, что он тоже разноцветный) (слайд 5).
-А какие цвета в осеннем лесу увидел поэт? (слайд 5)
Лиловый, золотой, багряный…
-Лиловый цвет –это красновато-фиолетовый цвет,
Золотой –это (отвечают дети)
Багряный – это темно ярко красный цвет.
(Показать детям на картине эти цвета, повторить название цветов хором.)
-(слайд 6) Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Лес такой густой, нет даже просветов, как будто стена.
-А пестрый цвет-это какой? (разноцветный).
-А еще поэт говорит о «желтой резьбе берез» -(показать березовые листики)
Березы желтою резьбой… (слайд 7)
-Посмотрите, ребята, какие резные края у березовых листочков, похожи на искусную резьбу по дереву.
-Блестят в лазури голубой (слайд 8)
-О какой лазури голубой говорит поэт? (о небе)
Конечно, о голубом небе: лазурь –это светло-синий цвет.
-С чем сравнивает поэт елочки? (с вышками) - слайд 9.
Как вышки елочки темнеют…
- Елочки вырастают очень высокими, порой выше всех других деревьев,
а их зеленая хвоя кажется темной на фоне светлой, пестрой листвы деревьев.
– (слайды 10,11) А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца….
-Почему, как вы думаете, о листве клена говорится, что она сквозная?
- Потому, что она уже не такая густая, как летом,
много листочков уже опали и появились просветы между листьями, как оконца,
через которые видно голубое небо. Повторите все вместе это слово «сквозная».
-(слайд 12) - Лес пахнет дубом и сосной
За лето высох он от солнца.
-Конечно, лес осенью постепенно оголяется, как будто высыхает, и это очень грустно.
-Ребята, а какое настроение возникало у вас, когда вы слушали стихотворение.
(радостное и грустное)
-Как вы думаете, поэт описывал красоту осеннего леса с восхищением, восторгом или с грустью? (с восхищением, он любуется ею).
-Подумайте, строки восхищения красотой природы, нужно читать громко или тихо?
(громко)
-А какое настроение передает поэт в конце стихотворения? (грусть)
Громко или тихо нужно читать эти строки? (тихо).
-Отключить презентацию.
Физминутка.
-Ребята, встаньте со стульчиков, сделайте один шаг вперед, сейчас вы превращаетесь в осенние деревья.
Дружно и стройно деревья стоят
У каждого свой желто-красный наряд
Падают листья, осень пришла
Ветер листочки все кружит с утра.
Ствол наклонился и дерево спит
Листик осенний тихонько шуршит.
-Налетел вдруг осенний ветерок, подул на листочки (подуть на детей, листочки закружились, закружились и тихонечко опустились на стульчики. (дети садятся на стульчики)
2 часть.
На доске картина с пейзажем осеннего леса (чтобы были на ней лиловый, золотой и багряный цвета, под картиной мнемотаблица.
-Ребята, сейчас я прочту стихотворение ещё раз,
а вы постарайтесь его запомнить и затем попробуете рассказать его сами.
-А вот эта схемка - подсказка поможет нам в этом.
Обратите еще внимание на то, с каким настроение и каким голосом я его буду читать.
-Итак, слушайте, я прочитаю стихотворение с помощью подсказки –таблицы.
(читать стихотворение с показом соответствующей схемки.)
-Давайте расскажем это стихотворение И. Бунина «Листопад» все вместе.
-А теперь попробуйте рассказать стихотворение по - одному.
(Первым спросить ребенка с хорошей памятью. Затем, еще 2 -3,
если ребенок затрудняется, помочь ему, читая вполголоса.
Последним читает ребенок, хорошо запоминающий или опять прочитать хором.)
В конце занятия:
-Ребята, понравилось ли вам стихотворение?
-О каком времени года это стихотворении?
-Кто запомнил фамилию автора? (Иван Бунин).
-Как называется это стихотворение?
- Картина и схема для рассказывания этого стихотворения еще какое-то время будут находиться в книжном уголке, и вы самостоятельно сможете поупражняться в рассказывании.
-Вы все сегодня молодцы, замечательно работали. Наше занятие закончено.
Слайды презентации.
Слайд 2 Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5
Слайд 6 Слайд 7
Слайд 8 Слайд 9
Слайд 10 Слайд 11
Слайд 12 Слайд 13