Ирина Калашникова
Конспект занятия по развитию речи «Лиса и козёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи
Тема: «Лиса и козел»
Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;
Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Лиса и козёл“» размещена в разделах
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Звуковая культура речи; учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.
Материал. Картинки с изображением лисы.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый – это про кого загадка?» (Про лису.) показывает детям несколько картинок с изображением лисы: «Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картинки. Сейчас вы можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у другого еще… у кого-то лиса красивая, у кого-то еще…»
Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы:
- О чем рассказывается в этой сказке?
- Как она начинается? Заканчивается?
- Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще изображена лиса?
- А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он такой?
- Какие слова и выражения вам больше всего понравились?
- Послушайте сказку еще раз, - предлагает воспитатель, - потом вы будите ее рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте.
Заслушиваются 3-4 пересказа.
Можно продолжить детям пересказать сказку по ролям (или группой – «командой»).
Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций в диалоге, использование образных слов и выражений из текста.
Воспитатель обращается к детям:
- Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был козел. Какими словами можно о нем сказать (Недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. п.)
- Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, пушистая.)
- Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о человеке?
- Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий.)
- Что еще можно назвать «холодным»? (Снег, лед, воздух, ветер)
- А что можно назвать «холодная»? (Зима, снежинка, сосулька, льдинка)
- Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный – это река или ручей?. Голубая, стеклянная, хрупкая – это блюдце или чашка?
Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания, правильно согласовывали прилагательные с существительными.
Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бежит лиса по шесточку. Лизни, лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно, тихо, шепотом.
Можно дать детям задание придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все повторяют громко, тихо, шепотом.