Комарова Светлана
Конспект занятия по развитию речи «Волшебное приключение» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида р. п. Исса
Областной конкурс на лучшуюметодическую разработку конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Автор:
Комарова Светлана Леонидовна,
Учитель-логопед МБДОУ детский сад р. п. Исса.
Исса, 2023
Занятие «Волшебное приключение»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Волшебное приключение“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
для детей старшего дошкольного возраста.
Вид занятия : игра
№ Этапы занятия Время проведения Содержание деятельности
I Организационный 1-2 мин • Вступительное слово ведущего.
• Сюрпризный момент
II Основной
1 1 задание «Разминка для ума»
2 мин Игра, предоставляет возможность детям проявить сообразительность, умение логически мыслить.
2 2 задание «Назови первый звук»
3 мин Игровое задания, на развитие фонематического слуха, мышления, сообразительности.
3 3 задание «Звуки заблудились»
4 мин Игровое задание, направлено на сформированность элементарных форм фонематического анализа и на проверку умения определять место звука в слове.
4 4 задание «Загадки»
4 мин Загадки, направленные на развитие внимания, любознательности, наблюдательности, сообразительности.
5 5 задание «Раздели слова на слоги» 3 мин Игровое задание, направленно на совершенствование артикуляционного аппарата детей, умение различать одно-, двух-, и трехсложные слова.
6 6 задание
«Цепочка слов» 3 мин Игровое задание, направленное на развитие фонематического слуха, логики, конструктивного мышления, воображения, сообразительности.
7 7 задание
«Звуковой анализ» 2 мин Игровое задание направлено на установление последовательности звуков в слове и даче им качественной характеристики.
III Заключительный 1-2 мин • Подведение итогов занятия.
• Рефлексивный этап.
Итого: 25 мин
Цель: закрепить и обобщить знания детей по звуковой культуре речи.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать умения детей качественно характеризовать звуки, определять их место в слове;
- Развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность.
- Развивать мелкую моторику.
- Способствовать формированию умения внимательно относится друг к другу, проявлять заинтересованность в достижении результата, выражать свое отношение к результату, выполнять поставленную задачу;
Материалы и оборудование: Волшебная шляпа, предметные картинки, письмо с загадками, красные, зеленые, синие кружки, схема слова, сюрприз (шоколадные медальки).
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Дети стоят в кругу
Педагог – Мы пришли в детский сад. (имитируют ходьбу)
Кирилл рад и Костя рад,
И конечно все ребята (хлопают в ладоши)
Нашей встрече очень рады! (дарят друг другу улыбки)
(Стук в дверь)- Ребята, кто-то стучится. Это курьер принес посылку. Педагог открывает посылку, достает шляпу.
Педагог- Ребята, здесь записка! Зачитывает текст послания.
«Ребята, приглашаю вас в путешествие. Оно - не простое, а волшебное! Вам придется выполнить много заданий. Они находятся в моей шляпе. Но при этом нужно быть очень внимательными, сообразительными. И, конечно, же, взять с собой хорошее настроение. В конце нашего путешествия вас ждет сюрприз.
ВОЛШЕБНИК.»
Педагог - Готовы отправиться в путешествие? (ответы детей : Да)
2. Основной этап.
Педагог- Глазки закрываются, сказка начинается. Один, два, три-волшебство приходи. (звучит звук волшебства)
Педагог- Вот мы и на месте.
(Достает карточку с заданием из шляпы, звучит звук волшебства).
1 задание
Педагог - Вот и первое задание «Разминка для ума»
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук попробуй догони!
Даже если подойдешь Очень осторожно,
Не увидишь, не найдешь,
А услышать можно.
Педагог - Ребята, скажите :
• На какие 2 группы делятся звуки? (гласные и согласные)
• Чем гласные отличаются от согласных? (гласные звуки- можно петь, воздуху не мешает преграда, согласные звуки петь нельзя, воздух встречает преграду)
• Каким цветом обозначаем гласные? (красным)
• Назовите гласные звуки (А, О, У, И, Ы, Э)
• Какие бывают согласные и каким цветом их обозначаем? (твердые и мягкие, твердые — синим цветом, мягкие — зеленым цветом)
• Назовите согласные звуки (П, М, К, С,.)
Педагог- Правильно мы выполнили первое задание. Но пора идти дальше и второе задание.
Педагог-Нам предстоит выполнить следующее задание.
(Достает карточку с заданием из шляпы, звучит звук волшебства.)
2 задание
Игра «Назови первый звук»
Если звуки назовете,
Быстро дальше вы пойдете.
Первый звук определяйте
Кружочки с толком выбирайте
- Нужно назвать первый звук в слове и сказать, правильно ли выбран цвет фишки для этого звука? (определение 1-го звука в слове.
На магнитной доске выставляются картинки с изображение: малины, иголки, утюга, ветки, зонта, листка, фокусника, под ними расположены фишки красного, синего, зеленого цветов.
Дети определяют первый звук в слове, дают ему характеристику, и соотносят с цветом фишек.
Педагог- Нам в пути не страшны никакие задания. Молодцы!
Вы правильно справились с заданием. Но у нас третье задание.
(Из шляпы достает карточку с заданием,звучит звук волшебства.)
3 задание
Игра «Звуки заблудились» (Определение места звука в слове)
Педагог-В нашей волшебной стране звуки заблудились и просят помощи.
Заблудиться может каждый,
Даже очень- очень важный.
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок.
Вот и звуки заблудились,
Испугались и закрылись.
Ты найди их поскорей,
Успокой и пожалей.
На доске и индивидуально у каждого ребенка схема слова. Дети определяют местоположение звука (начало, середина, конец слова, дают характеристику звукуи выставляют фишку соответствующего цвета.
• Где спрятался звук И в слове КИТ?
• Где спрятался звук М в слове МАЛИНА?
• Где спрятался звук C в слове НОС?
• Где спрятался звук О в слове ОБЛАКО?
• Где спрятался звук Н в слове НОТА?
• Где спрятался звук Ф в слове КОФТА?
Педагог-Молодцы, вы со всем справляетесь.
4 задание «Загадки»
Педагог– Попрошу вашего внимания. (Звучит звук волшебства. Педагог из шляпы достает конверт и открывает его.) -А что здесь? Посмотрите – ка, в конверте - загадки и картинки. Как вы думаете - для чего картинки
(ответы детей : Это, наверное, отгадки.)
Зачитывает загадки дети находят нужную картинку с изображением предмета.
Этот фрукт похож на шишку,
В радость он всем ребятишкам.
Кисло-сладкий и большой,
Очень кстати он весной.
Витамины про запас
Накопил нам …
(ответы детей : Ананас) Вдруг со дна гора всплыла,
Вверх корабль подняла.
Это в море так шалит,
Великан веселый …
(ответы детей : Кит)
Мы просты и мы нарядны,
Бесподобно хороши!
В нас удобно и приятно
Наплясаться от души!
Можно нас обуть на праздник,
И тогда, любезный друг,
Словно Золушки, прекрасны
Станут все девчонки вдруг!
(ответы детей : туфли) У него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть…
(ответы детей : Стул)
Деревянная посуда
По реке плывет,
Рассекая волны носом
Веслами гребет.
(ответы детей : лодка) С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова
Лыко дерет,
А лаптей не имеет.
(ответы детей : коза)
Комок перьев ходит важно,
Задирается отважно,
Красный нос висит как крюк,
Ходит по двору…
(ответы детей : индюк)
Все картинки-отгадки выставляются на доску.
Педагог-Молодцы, и этим заданием справились!
Как и в любом путешествии, где есть препятствия, трудности мы можем устать и я вам предлагаю отдохнуть.
Физминутка
«Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед, влево,
Вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили, всем
Улыбки подарили».
5 задание
Педагог- А вот и следующее заданиес вопросом интересным. (Из шляпы достает карточку с заданием, звучит звук волшебства).
Измерить длиннющее слово
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем надо узнать.
Хлопать в ладоши пора начинать.
Названия предметов на слоги поделите
И сколько в слове том частей
Скорее вы скажите.
Педагог –Прежде, чем приступить к выполнению следующего заданиядавайте вспомним, что такое слог? (ответы детей : слог –это часть слова). По каким звукам мы узнаем, сколько в слове слогов? (ответы детей : мы узнаем по гласным звукам)
Игра «Раздели слова на слоги» (деление слов на слоги)
Педагог -Вам нужно слово- отгадку поделить на слоги. И картинку с изображением предмета разместить в домике стаким же количеством окон, котороесоответствует числу слогов в слове.
На доске выставлены схемы-домики с разным количеством окошек. Дети выполняют задание.
Задание 6
Игра «Цепочка слов».
(Педагог из шляпы достает карточку с заданием, звучит звук волшебства.)
Педагог-Шляпа предлагает нам игру «Цепочка слов».
Все слова-отгадки вамнадо выстроитьв ряд таким образом, чтобы каждое следующее слово начиналось на последний звук предыдущего слова. ( на доске картинки с изображением: кит, туфли, индюк, коза, ананас, стул, лодка)
Задание 7
Звуковой анализ слова «КОТ»
(Педагог достает карточку с заданием, звучит звук волшебства.)
Педагог-Вам надо сделать звуковой анализ слова КОТ, выложить цветовые фишки так чтобы они соответствовали последовательности заданным звукам в слове.
(На доске и у детей схема слова и фишки красного, зеленого, синего цвета. Дети дают характеристику звуку и выставляют фишку нужного цвета)
Слово «КОТ»
-Назовите 1 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?
-Назовите 2 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?
-Назовите 3 звук. Какой это звук? Каким цветом обозначим?
-Сколько всего звуков?
-Сколько гласных?
-Сколько согласных?
Молодцы, ребята, вы отлично справились!
3. Заключительная часть (рефлексивный этап).
Педагог-Вот и все задания Волшебной шляпы вы выполнили. Наше путешествие подошло к концу. Вы преодолели все препятствия, справились со всеми заданиями. И конечноже- обещанный сюрприз! (Звучит звук волшебства. Педагог вынимает из шляпы шоколадные медальки и раздает их детям).
-А теперь пора возвращаться в детский сад, один, два, три - повернись в детском саду все очутись (Звучит звук волшебства)
Педагог-Понравилось вам путешествие? Где мы были? Что видели? Что делали? Что больше всего понравилось?
Педагог- Атеперь я предлагаю, вам оценить наше путешествие (кому все понравилось возьмите веселый смайлик, кому совсем не понравилось грустный. Предложить детям прикрепить фигуры на мольберт).
Список литературы:
1. Логопедические упражнения. Т. А. Ткаченко Москва. Эксмо,2008
2. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет. Н. Ю. Костылева. Москва. Издательство АСТ 2021
3. «550 занимательных упражнений для развития речи» И. С. Лопухина. «Аквариум» Москва 1996