Елена Рычкова
Конспект занятия «Матрёшка и волшебное зеркало» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Воспитательные: воспитывать детей в народных традициях, показывая народное творчество нераздельно от народной музыки и фольклорного жанра; умение договариваться, распределять обязанности в коллективной работе.
Развивающие: развивать внимание, сообразительность, навыки связной речи, развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в украшении наряда матрешки, при составлении узора из нескольких элементов в одну композицию.
Публикация «Конспект занятия „Матрёшка и волшебное зеркало“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Образовательные: обобщить знания детей о Народных Промыслах России, познакомить с историей возникновения народной деревянной игрушки – матрешки, закрепить знания о ней.
Материал. Демонстрационный: -игрушка Матрёшка, -зеркало-пазлы (из картона, -чашечки и блюдца с цифрами от 1 до 10, -3 шаблона сарафана (для коллективного украшения, в разных стилях: Хохлома, Гжель, Городец, -сундучок с пуховым платками (шалью, паутинкой).
Раздаточный: -элементы с узорами разных росписей на картоне, выполненные в технике «Пластилинография» (выполненные детьми заранее, кисточки, салфетки, баночки с клеем-карандашом.
ИКТ:-аудиозапись, -презентация, музыкальное сопровождение: русские народные мотивы.
Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой Царевне и семи богатырях», игры с народными игрушками, с матрёшками, рассматривание и народных игрушек, чтение стихов о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку, работа по освоению навыков техники «Пластилинографии», игры и упражнения по теме «Народные промыслы России».
Словарная работа: сервиз, сундук, сувенир, заготовка из дерева, шлифовать, расписывать, лакировать.
Ход занятия.
Воспитатель: Ай, да девицы-красавицы, парни добры-молодцы! Проходите без стесненья, как настроение? Рада вас видеть. Поздоровайтесь с нашими гостями. Ребята, что вас привело в эту группу?
Дети: -Нас сегодня пригласили на праздник «День рождения Матрёшки». Мы пришли её поздравить и подарить подарки. А где она?
Воспитатель: Да, а где же наша именинница! Дети высказывают предположения. Слышатся аудиозапись. Голос Матрёшки:
«-Ребята, помогите мне, пожалуйста! Я готовилась к празднику: угощения, конкурсы для вас, сюрпризы. А когда стала наряжаться, случайно разбила зеркало. Да не простое, а волшебное. Это зеркало Злой Царевны. Вот и заколдовала она меня: сделала невидимой. Помогите мне, без вас не справиться!»
Воспитатель: -Как нам быть, ребята? Ответы детей, -Только как это сделать? Зеркало-то разбито!
На 1 слайде: Образ Злой Царевны: «- Ваша неуклюжая Матрёшка разбила моё любимое зеркало! И вам придётся очень постараться, чтобы меня порадовать. Если вы выполните все задания и соберёте разбитое зеркало, так и быть, верну вам вашу подругу. Торопитесь, время идет»
Воспитатель:-Ребята, а вот и зеркало. Посмотрите, на каждом осколке задание. Выполнив каждое из них, мы сможем присоединить все осколки к основанию зеркала, тем самым – восстановим его. Мы справимся? (Да) -Тогда вперед! Ребята, найдите осколок с цифрой 1. На нём – задание
упражнение «Вспомни и расскажи» - Расскажите все, что вы знаете о матрёшке?
Ответы детей:- Матрёшка – это игрушка, -сделана из дерева-деревянная,
- всегда яркая, разноцветная, -её одежда – сарафан, платок, передник;
-матрёшка не бывает одна, всегда с сестрами или подругами, - это символ нашей страны России.
Воспитатель: -Молодцы, ребята, справились с первым заданием! Берут осколок с цифрой 1 и прикрепляют к основанию (попросить присоединить ребёнка)
На 2 осколке задание «В Мастерской»: Заглянуть в мастерскую и узнать: как делают Матрёшки (3,4,5,6,7 слайды) «Появилась первая матрёшка в России больше ста лет назад. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. А у нас на Руси так делали деревянные подарочные яйца на праздник Светлой Пасхи: большое крашеное яйцо, а внутри – маленькое. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки – Матрёшки. Делают заготовки для кукол из сухой древесины мягких пород: липы, берёзы, осины, начиная с самой маленькой. После обработки изделие шлифуют (делают гладким) Потом матрёшек расписывают. А когда высохнет краска – лакируют (или покрывают лаком). Такие матрёшки становятся более прочными и блестящими. В самых разных образах Матрёшку в качестве сувенира приобретают гости нашей страны, туристы»
Дети: -Очень интересно!
-Ребята, а теперь распределите по порядку картинки и назовите этапы изготовления матрешек? (Делают заготовки из дерева, шлифуют, расписывают, лакируют)
Воспитатель: - Ребята, вы выполнили это задание. Прикрепляют осколок с цифрой 2 на основание зеркала
Задание 3
ФИЗМИНУТКА «Найди пару»
-Ребята, нам надо соединить все варежки по парам и назвать какие игрушки на них.
Дети встают в круг, двигаются подскокам вокруг варежек с изображением дымковских игрушек под музыку. Когда музыка останавливается – дети по одной варежке и ищут свою пару, потом называют какая дымковская игрушка изображена у них.
–Молодцы, справились. Присоединяют этот осколок.
. На осколке с цифрой 4 следующее задание игра «Собери сервиз» : -Матрёшка не успела расставить сервиз для чаепития. Мы ей поможем. Но сделать это надо так, чтобы числа на чашечках и блюдцах являлись составом числа 10. На чайнике подсказка-напоминание число- 10. (Мальчики берут блюдца, а девочки – чашечки)
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Как вы красиво и правильно все расставили. Крепят осколок с цифрой 4. На следующем осколке с цифрой 5 задание:
На осколке с цифрой 5 творческое задание «Наряди и проводи»
Воспитатель: -Матрёшки любят наряжаться.
Хранят свои наряды в сундуке. А сундук-то непростой
и наряд в нём расписной! Посмотрите, какие сарафаны для именинницы я приготовила. Вы поможете мне их украсить? Наряда всего три. Разделитесь на группы по четыре человека и распределите, кто из вас будет выбирать элементы росписей, а кто – составлять узор и наклеивать. Подсказка для вас на пояске. Дети выполняют. Показывают. В:-Очень красивые получились сарафаны! А вот в этом волшебном поезде наша Матрёшка отправиться в путешествие. Куда она поедет в этом наряде? (развешиваем наряды в разные вагончики: Гжель, Хохлома, Городец). Последний осколок с цифрой 5 и зеркало собрано. Ребята, мы собрали зеркало!
На 10 слайде появляется образ Злой Царевны: -Справились значит с моими заданиями. Да, дружба творит чудеса! Ладно, вы вернули мне зеркало, я возвращаю вам вашу подругу. Прощайте!
А 11 слайде Матрёшка: - Спасибо, ребята, что выручили меня! Я бы одна не справилась. Вы – настоящие друзья!
Воспитатель: - Матрёшка, у нас есть для тебя подарки, которые ребята сделали своими руками. Красивые сарафаны в стилях народных промыслов. И еще один сюрприз, попробуйте угадать, что в сундуке:
«Чем так славится наш край? Ты попробуй, угадай:
Пух нам козочка давала, чтобы всем теплее стало;
Вечерами мастерицы дружно брали в руки спицы
И вязали, и старались, чтобы люди восхищались
Красотой и теплотой. Что же там, дружочек мой?» (пуховый платок)
Воспитатель: - Да, это пуховые платки, гордость нашего Оренбуржья. Этот платок тонкий и ажурный – паутинка. А этот толстый, теплый, большой – шаль. Это тебе, Матрешка сувенир на память.
Матрёшка: -Спасибо, ребята! Очень приятно. Но, мне пора, до новых встреч!
Подведение итогов. Воспитатель: - Ребята, какая удивительная история с нами приключилась! Вспомним, какие задания вам пришлось выполнить, чтобы матрешке помочь. (Дети рассказывают) Наводящие вопросы: С каким заданием вы справились легко? А какие - вызвали затруднения? Что нового мы сегодня узнали? (повторить. как делают матрёшки, значения новых слов) (Ответы детей) Воспитатель:-Ребята, вы сегодня очень старались: были отзывчивыми и добрыми, активно и быстро выполняли задания, хорошо работали в команде.