Татьяна Мажорова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, тема "Весна".
Составила и провела:
Мажорова Татьяна Владимировна
ЦЕЛЬ: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом, показать знания и умения детей, полученные на занятиях.
ЗАДАЧИ:
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных,
Развивающие : Развитие связной речи через построение логической цепочки; фонематического восприятия, диалогическую речь. Развитие познавательных процессов - слуховое и зрительное внимание, мышление, памяти.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интереса к изучению природы и природных явлений.
МАТЕРИАЛЫ: макет березки и листочки; мячик; фотоиллюстрации с изображением весенних пейзажей в разное время;
Организационный момент:
Дети с воспитателем входят в группу под звуки природы (нежность весны, их встречают гости открытого занятия.
Воспитатель: Придумано кем – то, просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Давайте мы с вами поздороваемся с нашими гостями.
Ребята, посмотрите какое сегодня чудесное весеннее утро
Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу, птицам.
Воспитатель: А теперь послушайте загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь со снежной встал постели
Всех солнышко теплом ласкает.
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Правильно, весной! И сегодня я для вас буду не Ольгой Сергеевной, а ласковой весной! (воспитатель одевает на голову венок из цветов).
Ребята, весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, но она стоит без листиков. Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать его на березку.
(На мольберте ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный ответ).
Воспитатель: Расскажите мне, какая весна?
Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.
Воспитатель: Какие вы знаете признаки весны?
Дети: Тает снег, звенят ручьи, солнце светит ярче, прилетают перелетные птицы, дует тёплый ветер, люди сменили теплую зимнюю одежду на легкую весеннюю, на деревьях набухают почки, появляются первые цветы.
Воспитатель: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.
Воспитатель: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово», только это слово должно быть обязательно «весенним» (игра с мячом).
Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)
Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет)
Воспитатель: Молодцы! Отлично! А сейчас давайте присядем на стульчики.
А как называется первый весенний месяц?
- Март.
- А какая весна, когда она только «наступает»?
- Ранняя
- Назовите мне все весенние месяцы?
Дети называют.
А теперь давайте поиграем, у меня на доске есть картинки, они перепутаны местами, кто поможет их расставить.
Игра «Что за чем?»
На доске в разброс, расположены картинки, дети должны выстроить их по порядку, проследив закономерность и объясняя почему именно так, а не иначе. Например, первая картинка — на улице лежит снег, дети тепло одеты, играют. Далее будет картинка, где снег подтаял, появились проталины, с крыш капают сосульки, светит солнце. Затем, картинка, где уже солнечно, снега практически нет, дети одеты более легко. Далее, картинка без снега, солнечно, прилетают птицы. В конце может быть картинка с поздней весной.
Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель — это результат яркого и теплого весеннего солнца и т. д.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас немного отдохнем.
Физкультурная минутка - «Солнышко».
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (идут по кругу)
Побежал в сад ручей (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей (машут руками)
А сугробы тают, тают (приседают)
А цветочки подрастают (руки вверх).
Присаживайтесь, на места.
-Ребята, а вы знаете какие — ни будь приметы, пословицы или поговорки о весне?
Дети отвечают, рассказывают, что они знают.
-А я вам расскажу! А вы знали, что если в начале весны, в марте рано начал таять снег – значит, долго не растает, а то и выпадет новый. Или, когда грачи прилетают сразу на гнезда, то весна теплой будет. А еще, если услышали кукушку – больше не будет морозов.
-Скажите пожалуйста, как называются эти приметы и кто их придумал?
-Народные, придумал народ, люди годами наблюдали за природой.
-Скажите, что значит поговорка «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает».
Выслушиваем ответы детей.
-Правильно, это значит, что с появлением солнышка, вся природа просыпается.
Воспитатель: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.
Дети: Говорили о весне
- Березу одели листочками.
-Играли с мячом (называли весенние признаки, прилагательные о весне)
-Составили рассказ о весне.
Воспитатель: Сегодня вы порадовали наших гостей и меня своими знаниями. Это ваша награда. Желаю вам всем весеннего настроения!