юлия кожемяченко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе
Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы»»
задачи: - учить детей составлять логический, эмоциональный и содержательный рассказ;
- совершенствовать фонематическое восприятие;
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Составление рассказа по сюжетной картине „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, речевой слух;
- развивать личностные качества : активность, любознательность.
- стремление к самостоятельной деятельности;
- воспитывать умение слушать своих товарищей.
Оборудование: картина «Зимние забавы»
Ход НОД: Орг. момент «Круг приветствия»
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем, здравствуйте друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем привет и добрый день.
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Доброе утро!
- Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Но чтобы узнать, куда мы идем, вам необходимо отгадать загадку.
Художник ее создает,
Пейзаж или натюрморт,
В рамку ее вставляют,
И стену в доме украшают.
-Правильно, это Картина! А, где можно увидеть много разных картин?
- Мы действительно с вами отправимся в художественную галерею, чтобы попасть в выставочном зале, я предлагаю поиграть в игру. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег – (снежок) Мороз – (морозец)
Сосулька – сосулечка Ветер – (ветерок)
Горка – (горочка) Лед – (ледок)
Холод – (холодок)
Санки – (саночки) Зима – (зимушка)
- Ребята, а как вы думаете, какого времени года говорят слова в игре?
- Сегодня мы с вами будем поговорить о зимних развлечениях, приглашаю вас посетить выставочный зал.
- Рассаживайтесь на свои места, не забывайте быть вежливыми и внимательными друг к другу, мальчики пропускают вперед девочек (дети рассаживаются на стульчики).
- Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашем выставочном зале есть несколько картин о зиме.
- посмотрите на картины. Какое время года на них изображено? Почему вы так думаете?
- Молодцы, вы правильно сказали, на всех картинах изображена зима. Ребята, а я хочу узнать, что вы знаете о зиме. Давайте поиграем в игру «Какой? Какая?»
- Я сейчас буду называть слова, а вы должны подобрать признаки к ним.
- Зима (какая) (Холодная, морозная, веселая, долгая, снежная, лютая).
- Снег (какой) (Белый, пушистый, чистый, сверкающий, серебристый).
- Мороз (какой) (Злой, сильный, крепкий, трескучий, слабый).
- Сосулька (какая) (Длинная, ледяная, прозрачная, холодная).
- Если на улице идет снег, то погода какая? (снежная, морозная, ветреная).
- Молодцы, ребята, много разных слов вы вспомнили и назвали. Кто из вас любит зиму? Что вы любите делать зимой? В какие игры можно играть зимой на улице? (кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.)
- Правильно!
- А, давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети. Вы знаете, что в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом? (Да). экскурсоводу приходится очень много и долго говорить и отвечать на разные вопросы. Чтобы речь экскурсовода была для окружающих четкой и понятной, надо сделать зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика «Веселый Язычок»
Чистоговорки.
РА – РА – РА – снежная гора
ТА – ТА – ТА – зимою красота
ВО – ВО – ВО – снежное волшебство
ДА – ДА – ДА - зимою холода
ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу
ГУ – ГУ – ГУ – весь лес стоит в снегу
- А вот и картина, рассмотрите ее.
Холодно, морозно, нынче во дворе.
Так всегда бывает зимою в январе.
Что же детям делать, как же им гулять?
Просто надо в игры зимние играть!
- Ребята, это картина, называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему она так называется? Что означает слово «забава»? Как, по вашему мнению, можно было ее назвать по-другому?
(«Зимние развлечения», «Пришла Зима»). Объясните свой вариант.
Беседа по картине.
Воспитатель:
1. Кого вы видите на картине?
2. Куда вышли дети?
3. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
4. Какие деревья вы видите на картине?
5. Что делают дети на прогулке?
6. Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?
7. Кого вы видите слева?
8. Кого вы видите справа?
9. Кого вы видите на заднем плане, сзади девочек?
10. Какой снеговик?
11. Ребята, а еще за деревьями, виднеется какое-то здание. Мне кажется
- это детский сад. Вы согласны со мной? Какого оно цвета?
12. Какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Долго играли ребята, пока не замерзли. Усталые и довольные они ушли домой отдыхать и греться. И нам пора отдохнуть.
Физкультминутка «Мы наденем Варежки»
(Коллективное составление рассказа по картине «Зимние забавы»).
- Мы с вами немного отдохнули, а сейчас послушайте рассказ, который я придумала по картине «Зимние забавы».
Зимние забавы.
Художник на картине нарисовал зиму. Идет снег. Снег одел деревья. За деревьями стоит детский сад. В зимний день ребята вышли на прогулку. Они лепят из снега снеговиков. Детям весело, у них радостные лица. Слева мы видим девочку, она катает снежный ком. Справа на картине девочки слепили снеговика. Снеговик большой и красивый: на голове у него ведро, нос сделан из морковки, глазки из пуговок, вместо рук веточка дерева. Позади еще ребята тоже постарались, слепили снеговика. Замечательные получились снеговики. Им нравится гулять и лепить снеговиков.
- А теперь вы, ребята, попробуйте придумать и рассказать свой рассказ. Чтобы рассказ получился интересным, надо рассказывать все
по - порядку.
1. Для начала придумайте название своему рассказу.
2. Затем расскажите о том, какое время года изображено на картине, какой выдался день.
3. Расскажите о детях, что они делают на прогулке, какое у них настроение.
4. Закончите рассказ тем, какое настроение у вас вызывает картина от ее просмотра.
Воспитатель слушает рассказ 4-5 детей, помогает, если возникли трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложением.
- Ребята, вам понравилась картина, которую написал художник? Мне тоже очень понравилось эта картина и то, какие интересные рассказы вы придумали. Вы были настоящими экскурсоводами, у вас получились яркие и содержательные рассказы о картине, их было очень интересно слушать. К сожалению, выставочный зал закрывается, а нам пора возвращаться в детский сад.
Итог:
- Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами побывали? Что мы увидели? Чему научились? О каком времени года мы с вами говорили? Что вам больше всего понравилось?
- Мы сегодня вспомнили, какое веселое время года зима. Как много игр и забав она для нас приготовила.