Филимонова Екатерина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом- русская матрешка.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с русским народным промыслом.
Формировать умение видеть красоту деревянной игрушки, её выразительность, образность, особенностями росписи.
Развивающие :
Развивать умение составлять описательные рассказы.
Обогащать и активизировать словарь, повышать ее выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Русские матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
Развивать творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка,
умение доводить начатое дело до конца.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
Ход ОД
В: Ребята!
Я на ярмарке была,
Вам мешочек принесла.
Тот мешочек не простой,
И товар в нем расписной.
Что ж в мешочке этом? Открою вам секрет. В мешочке лежит игрушка не простая с секретом, прежде чем я достану её, надо угадать загадку:
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука
В деревянные бока
А внутри секреты есть
Может - три, а может – шесть
Разрумянилась немножко
Это русская … (матрешка)
В: Давайте мы с вами поговорим про эту игрушку, какая она?
(Дети присаживаются)
В: Это. - (ответ детей)
Дети: Матрёшка.
В: На ней надет?
Дети: Платок на голове, сарафан и фартук.
В: Фартук украшен.
Дети: Цветами
Матрёшка - расписная игрушка!
В: Матрёшка - кукла необычная.
Воспитатель берёт в руку матрёшку и слегка трясёт её, побуждая детей прислушаться.
В: Матрёшка, матрёшка, откройся немножко! Обращает внимание детей, что внутри первой куклы сидит кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё, и ещё. (Раскрывает матрёшки, достаёт и ставит на стол).
В: Да, матрёшка – кукла не простая, кукла с секретом. В большой матрёшке живут её дочки мал мала меньше. Матрёшка – символ семьи. И как в любой семье они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке, и если испугаются, то прячутся друг в дружке.
Воспитатель: Ребята, Родина этих красавиц – Россия, страна, в которой мы с Вами живем. Хотите узнать как появилась матрешка? Как выглядела первая матрешка? Как изготавливают матрешку?
Показ презентации «Русская матрешка».
Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовили они первую матрешку. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.
И начали матрешек по русским селам из дерева (из березы, липы) вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
- «Люби дело – мастером будешь».
- «Дело мастера боится».
-«Всякий мастер сам себе дивиться».
В: Хочется вам поиграть с матрешкой?
Игра «Матрешки и мышки».
Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).
Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. «прислушиваются»
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
В: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.
(показ презентации)
1 матрешка :
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла.
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
В: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на фартуке у матрёшки?
Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды земляники и листья.
В: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
2 матрешка
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
В: Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как фартук, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, какими цветами украшен сарафан Майдановской матрёшки?
Дети: Малиновые и синие колокольчики, розы и ягоды шиповника, ягоды смородины, разные листья.
В: Да, на цветном фоне желтом или зеленом, черном выведены различные ветви с яркими цветами и ягодами, с резными листьями. Из под разноцветных платочков выглядывают волосы-кудри.
3 матрешка :
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
В: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.
Физминутка
«Игрушки расписные»
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон).
В: А сейчас мы с вами составим не большой рассказ о матрешке.
(составление описательного рассказа о матрешке по мнемотаблице).
В: Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать матрешку.
Пальчиковая гимнастика
«Мы весёлые матрёшки»
Мы весёлые матрёшки, (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами идут по столу)
В сарафанах наших пестрых (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры (руки в замок)
(дети украшают узорами матрешек).
Рефлексия:
В: ребята что вы нового сегодня узнали, что было трудным, что понравилось?
Ребята, наша деятельность сегодня подошла к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек и вы расписали очень красивых матрешек. Теперь вы настоящие мастера.