Шляпникова Светлана Антоновна
Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание по картине «Осень. Бурые медведи» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: Рассказывание по картине на тему “ Осень. Бурые медведи”
Воспитатель: Шляпникова С. А., старшая группа “ Теремок”.
Цель:
Совершенствовать умение рассказывать по картине.
Обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу.
Ввести в словарь детей слова «хвойный, лиственный, смешанный».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Рассказывание по картине „Осень, Бурые медведи“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Продолжать учить подбирать антонимы к словам, использовать в речи распространенные предложения.
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Воспитывать бережное отношение к лесу.
Отразить впечатления о лесе в рисунке.
Материал и оборудование:
Картина из серии “ Осень. Бурые медведи”, “Мишутка” игрушка,корзинка, муляжи грибов, желуди, листья. Иллюстрации деревьев лиственных и хвойных. Цветные карандаши, бумага с изображением голых деревьев: липа, клён, берёза, осина.
Предшествующая работа:
Рассматривание строения деревьев на участке. Чтение художественных произведений о лесе, отгадывание загадок. Рисование различных деревьев.
Формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей: составление рассказа и предложения, рисование осенних листьев.
Методы и приё мы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход.
Ход занятия:
I. Вводная.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла у порога нашей группы необычную корзинку. Как вы думаете, кто оставил для нас такой подарок?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Да, это же наш старый друг Мишутка! (показывает игрушку)
- Здравствуйте, ребята! Корзинку оставил я, а что в ней вы отгадайте.
Загадки:
И родители и детки
Носят модные беретки.
(грибы)
Дети отвечают, воспитатель от имени Мишутки достает муляжи грибов из корзинки.
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета,
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(желудь)
Ответы детей, достает желуди.
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют.
(листья)
После ответов детей достает из корзинки листья.
- Все это я нашёл в лесу и хочу послушать, что вы знаете о лесе.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Мишутке, что такое лес.
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, лес – это место, где растет много деревьев и кустарников. Там живут дикие звери, птицы, насекомые. А еще там растут грибы и ягоды. Если в лесу растут только сосны и ели – это хвойный лес.
(Дети повторяют хором и индивидуально).
- А если в лесу деревья с листьями (дуб, береза, клен, то такой лес называется лиственным.
(Дети повторяют хором и индивидуально).
- Если же в лесу растут и те и другие деревья, то этот лес называется смешанным.
(Дети повторяют хором и индивидуально).
Воспитатель: Мишутка приглашает вас на прогулку в лес.
Взялись дружно за руки, идё м и хором повторяем:
Мы в лес пришли, (слова сопровождаются движениями)
Грибы нашли.
По грибочку берем,
И в корзинку кладем.
Мы по лесу шли,
Ягоды нашли.
По ягодке берем,
И в корзинку кладем.
II Часть. Основная.
Воспитатель просит ребят присесть на стульчики.
- Вот мы и пришли в гости к Мишутке.
Воспитатель обращает внимание на картину из серии Осень “ Бурые медведи”.
Ребята, скажите, какое время года изобразил художник на картине? (Осень). А как вы поняли, что художник изобразил осень. (деревья стоят жёлтые, сухая трава,.). Мы с вами недавно учили стихотворение Алексея Плещеева “ Осенью”, кто хочет его рассказать Мишутке? (1-2 ребёнка читают стихотворение).
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воетДождик моросит.
Воспитатель: А теперь рассмотрим картину. Какой лес изобразил художник на картине, как вы думаете? (Смешанный.) Почему? (Ответы детей.) О чем эта картина? (О том, как 3 медведя гуляли в лесу.)
Как вы думаете, какую погоду изобразил художник на картине и как вы это узнали (Теплый, солнечный, видны тени под деревьями. Ясный- небо голубое, чистое.)
Значит, про день, который изображен на картине можно сказать, что он теплый осенний, ясный, солнечный. Что медведи делали в лесу? (лазили по деревьям, ели груши, обдирали пень).
Послушайте, я сейчас расскажу вам про этих медведей (показывает на переднем плане старую медведицу).
- Старая медведица вышла с двумя медвежатами на прогулку. Это последняя прогулка перед зимней спячкой, надо хорошо приготовиться к зиме, как следует полакомиться. На пути им встретилась дикая груша. Из двух медвежат самый храбрый полез на грушу, и стал стряхивать спелые груши на землю. Второй медвежонок, что потрусливей стал лакомиться упавшими грушами. Медведица, обрадованная занятиями медведат решила полакомиться корой старого пня. Хорошо в лесу осенью.
Воспитатель: Ребята, ктого главными героями сделал художник? Попробуйте составить рассказ по этой картине. Воспитатель предлагает план:
-Какая была погода в лесу?
-Кто вышел на прогулку?
-Что делали медведи в лесу?
Два-три ребенка рассказывают по плану. (Входе рассказа воспитатель оказывает помощь: подсказывает слово, задает наводящий вопрос; затем дается оценка рассказа. Можно использовать схемы-подсказки для составления рассказа).
Воспитатель: Молодцы, а сейчас и мы немного погуляем. Давайте поиграем в игру с пальчиками. Предлагает встать у своих мест.
Физкультминутка. Пальчиковая игра “ Грибное угощение”
В лес с корзинкою пойду, (шагаем на месте, упр. ” человечек”)
Много там грибов найду, (“ гриб”)
Позову друзей домой, (“дом)
Угощу грибной лапшой (“ миска из ладошек”).
Воспитатель: Ребята, вам нравятся медвежата? Попробуйте сейчас составить предложение из 2-3 слов, а что бы было легче можно пользоваться пиктограммой. Например: Бурые медведи, листья жёлтые. (выслушиваем варианты детей).
Воспитатель: Молодцы! Мишутка хочет с вами поиграть в игру “ Наоборот”
Ирга “ Наоборот”
Дуб большой, а рябина- маленькая.
Сосна высокая, а куст…
Пчела летает, а гусеница…
Дорога широкая, а тропинка…
Волк злой, а заяц…
Опенок съедобный, а мухомор…
III Часть. Заключительная.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, узнали много интересного о нем. А сейчас мы нарисуем осенние деревья, а рисунки отдадим Мишутке.
У нас четыре стола и четыре деревца, мы разделимся на четыре команды: осинка, берёзка, клён, липа. Каждый подойдёт к своему столику, на котором стоят карандаши и на своём общем дереве нарисует осенние листочки.
После того как ребята нарисуют листочки на деревьях, воспитатель благодарит ребят и гостей.
Литература:
1. Гербова В. В., Развитие речи в детском саду : Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2016г.
2. Жуковский Р. И., Пеньевская Л. А., Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста, М. : Просвещение,1983г.
3. Ткаченко Т. А., С пальчиками играем, речь развиваем (для детей 3-5 лет). - Екатеринбург: ООО “ Издательский дом “ Литур”, 2016г. (серия “ Готовимся к школе”).