Ольга лондарева
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди».
Цели: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых звуков.
Задачи:
образовательные:
- Закрепить знания о различии
гласных и согласных звуков.
-Продолжать учить детей делить
слова на слоги,
-Упражнять в звуковом анализе слов.
развивающие :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей на материале речевых звуков;
-развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
- воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать умение слушать друг друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам,
- воспитывать желание активно работать на занятии;
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок.
- Рассматривание иллюстрации.
- Игры – инсценировки по русским народным сказкам.
Оборудование: Мышка, печка, яблоня, избушка, Иванушка. Картинки молочных продуктов, ягод, фруктов. Звуки природы, животных. Письмо от Аленушки. Домики для звукового анализа.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю я вам «Привет!».
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, нам пришло письмо. Давайте посмотрим и узнаем от кого оно.
«Здравствуйте ребята! Меня зовут Аленушка, у меня случилась беда. Гуси лебеди унесли моего братца, и баба яга держит его в плену и не хочет отпускать, чтобы его вернуть необходимо, преодолеть все препятствия. Ребята вы мне поможете? Воспитатель: Ребята поможем Аленушки вернуть братца? Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, а как нам попасть в сказку? (ответы детей). Правильно нужны волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку. Послушайте их:
Раз, два, три, вокруг себя повернись и в сказке очутись.
Вот мы с вами и в сказке, ребята.
2. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.
Игра «Представь звуки природы»
Воспитатель: Ребята, вот и попали мы с вами в сказочный лес, а сказочный он, потому что в этом лесу живут звуки. Давайте с вами закроем глазки и послушаем лесные звуки. Расскажите, что вы слышите, какие звуки? ( дети: звуки природы, животных, птиц).
3. Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков.
Воспитатель: Чтобы узнать первое препятствие на нашем пути, нужно отгадать загадку:
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня.)
Воспитатель: Молодцы! Смотрите, на нашем пути стоит яблоня. На ней какая-то записка. Если мы выполним её задание, она покажет путь, куда гуси-лебеди полетели. Выполним задание? (Да.)
Воспитатель читает письмо: Выполните сначала мое задание, тогда скажу.
«Мои яблочки сорвите
По тарелкам разложите,
Но не просто так берите,
А на цифры посмотрите…»
И разложите по тарелочкам, так чтобы цифры на яблоке совпадали с количеством точек на яблоке).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Яблоня нам дарит свой клубочек, которое покажет нам путь дальше. (Клубочек остановился возле печки.) Смотрите здесь письмо.
Воспитатель: Печка нам предлагает выполнить её задание, и только тогда она покажет нам путь дальше. Печка предлагает разделить слова на слоги, а что нам в этом поможет? (Ладошки.)
Воспитатель: Сколько слогов в слове «печка»? (Два.)
Воспитатель: Что в печке можно испечь? (Пирог, пирожки.)
Воспитатель: Сколько слогов в слове «пирог»? (Два.)
Воспитатель: Сколько слогов в слове «пирожки»? (Три.)
Воспитатель: Дети, печка нам приготовила ещё одно задание. Но для этого нужно вспомнить, что такое звуки? Звуки мы слышим и произносим. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.)
Воспитатель: Ребята, а где стоит печка? (В доме.)
Воспитатель: Печка предлагает разобрать слово «дом», и тогда она покажет нам, куда гуси-лебеди полетели. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Молодцы! Печка нам дарит волшебный клубочек, который покажет нам путь. Отправляемся дальше. (Клубочек остановился возле речки.)
Воспитатель: Вот мы и пришли к речке
Воспитатель: Почему речку назвали молочной? (Она из молока). Что значит кисельные берега? (Берега из киселя).
Воспитатель: Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов, а другая варить кисель из ягод. ( Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложены картинки с изображением ягод и фруктов. Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов, дети другой команды-картинки с изображением ягод. Затем показывают картинки и рассказывают, что приготовили из молока и из чего сварили кисель.
Воспитатель: Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому, (кисель из черники, кисель из клюквы, йогурт из молока?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Все у нас получается.
4. Динамическая пауза (физминутка).
Воспитатель: Ну что, ребята, наше путешествие продолжается, идите все ко мне, вставайте в кружок, чтобы нам было веселее идти, давайте выполним следующее упражнение (воспитатель произносит слова, показывая движения).
Физминутка:
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка Яга живет (наклоны)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)
Дыбом волосы стоят.
Повторяйте за мной.
5. Развитие фонематического слуха в словах.
Игра «Верно или нет?»
Воспитатель:На опушке, на дорожке
Стоит дом на курьих ножках
Что это? (избушка)
Посмотрите, кто сидит рядом с избушкой? (Рядом с избушкой мышка).
Воспитатель: Мышка Норушка помоги нам Иванушку вернуть.
Подготовила и она для нас задание.
Мышка хочет, чтобы вы, когда услышите правильное произношение предмета, изображённого на картинке, если называю правильно хлопаете, если неправильно – топаете.
Воспитатель: шишка, пышка, крышка, мышка, мартышка
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.
Молодцы ребята, и с этим заданием справились.
6. Развитие фонематического восприятия в словах.
Воспитатель: Но посмотрите, в окошке сидит Иванушка. И решает задание в тетради, которое баба яга ему дала. Давайте поможем Ванечке, и спасем его от бабы яги.
Воспитатель: Игра «Подбери нужный предмет».
Я буду называть слова-действия а вы подберите к ним слова предметы.
Звенит (что, скрипит (что, стучит (что, шумит (что, гудит (что, журчит (что… (ответы детей).
Воспитатель: Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили правильно, не отдает нам Иванушку Баба Яга.
7. Продуктивная деятельность:
Воспитатель: Давайте сделаем подарки для Бабы-Яги, чтобы она подобрела и отпустила братца Иванушку. Я вам предлагаю сделать ей гусей-лебедей (Дети проходят за столы.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые гуси-лебеди у вас получились! Теперь у Бабы-Яги ещё больше друзей, и она не будет забирать детей. Мы их положим в волшебную коробочку и по почте отправим Бабе-Яге
Воспитатель: Молодцы, ребята, спасли Иванушку.
8. Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вам понравилось в нашем путешествие, какое испытание было самым интересным? (ответы детей)
А теперь: Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)
Дружно топнули ногой, (топают)
Всё, во что мы, здесь играли (слушают)
Мы запомнили с тобой, (слушают)
До свиданья всем сказали, («До свиданья»)
И отправились домой (идут в группу)