Ольга Рукавишникова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чудесная коробочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Развитие речи
Раздел: обучение грамоте
Тема: «Чудесная коробка»
Возрастная группа : старшая группа
Цель: Обучение детей звуковой культуре речи.
Задачи:
1. Образовательные:
- Учить детей на слух выделять слова с определенными гласными звуками.
Темочки:
- Учить заменять один гласный звук на другой.
2. Развивающие :
- Уметь составлять предложения с союзом «а».
3. Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать друг – друга.
Оборудование: Игрушки мишка и мышка; набор игрушек (картинок)
Примерный план занятия
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей Примечания
Мотивационно- побудительный
В: Ребята, сегодня утром, придя на работу, я обнаружила в раздевалке коробку. Я посмотрела, что там в ней. А вы хотите узнать, что находится в коробке?
Ребята, давайте присядем на стульчики и откроем коробку!
Да!
Сюрпризный момент: внести в группу коробку с игрушками.
Организационно – поисковый
1. Педагог предлагает детям по звукоподражанию определить предметы, которые лежат в мешочке.
Бом- бом- бом.
Тук- тук- тук.
Пи- пи- пи.
Ко-ко-ко.
Ав- ав-ав.
Уа- уа-уа.
2. Педагог предлагает детям определить наличие определенного гласного звука в словах и звукоподражаниях.
Бом-бом- какой гласный звук здесь слышится?
В слове барабан есть этот звук?
Тук-тук- какой гласный звук есть здесь?
В слове молоток есть этот звук?
Ав- ав – какой гласный звук есть в этом звукосочетании?
В слове собака слышится этот звук?
3. Сегодня я расскажу вам один секрет звуков.
А помогут мне в этом вот эти игрушки!
(воспитатель из коробки достает две игрушки- мишку и мышку).
В одном лесу жили два друга- мышка и мишка.
- Какие гласные звуки слышатся в этих словах?
- Вы заметили, что слова различаются по звучанию только одним звуком?
- Слушайте дальше рассказ!
Мышка и мишка были очень дружны и никогда не ссорились, даже из-за игрушек!
Мишка играл с барабаном, а мышка с молотком.
Мышка играла с цыпленком, а мишка с курицей.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам составить свои предложения.
4. А сейчас я предлагаю вам закончить предложение:
В берлоге живет мишка. В норке живет
Собака начала выть. Птички начали гнездо
Миша ключи забыл. Папа гвоздь
- Знаете ли вы, что каждый звук в слове важен и нужен, ни один звук нельзя пропустить или заменить? Иначе будет путаница, вот послушайте:
- В берлоге живет мышка, а в норке мишка. т. д.
5. Ребята, а хотите услышать еще один рассказ?
- Но сначала мы с вами отдохнем!
Физминутка
Все ребята дружно встали и на месте зашагали!
На носочках потянулись и друг другу улыбнулись!
Как пружинки мы присели
А потом тихонько сели!
- Готовы слушать новый рассказ?
- Я прошу вас внимательно послушать рассказ, и обратить внимание на слова и постараться выделить те из них, которые отличаются друг от друга одним звуком.
- Жил- был бык. Был он весь черный, лишь белым был его бок. Хозяин наливал ему воду в бак. Возле его хлева рос бук.
-Давайте определим пары слов.
6. Пальчиковое упражнение.
Указательный палец и мизинец шевелятся; средний и безымянный пальцы согнуты и прижаты к ладони. Движения пальцев сопровождаются проговариванием строк:
Рога у быка
Береги бока.
7. Игра «Сумеешь назвать?»
Игра сопровождается следующими словами:
Будем со звуком [ ] играть. Слова на [ ] называть.
С [ ] закончили играть
И пошел звук отдыхать.
(далее предлагается другой зук).
Барабан
Молоток
Цыпленок
Курица
Собака
Малыш
Звук [ о ]
Нет.
Звук [у]
Нет.
Звук [а]
Да!
- В слове мышка звуки [ы] и [а].
-В слове мишка звуки [и] и [а].
Да! В слове мишка звук [и], а в слове мышка звук [ы]
- дети составляют предложения с союзом «а»
- мышка
-вить
- забил
- дети восстанавливают правильный смысл фраз.
-да!
-Да!
Дети называют слова парами
Бык- бок –звуки [ы]- [о]
Бак- бук- звуки [а]-[у]
Бык- бак- звуки [ы]-[а]
Бок- бак- звуки [о]-[а]
Бок- бук- звуки [о]-[у]
Дети подбирают слова на заданный звук. Чудесный мешочек с игрушками (картинками)
Дифференциация
гласных звуков
Необходимо следить, чтобы слова
Мишка и мышка звучали четко и правильно.
Развитие мелкой моторики.
Рефлексивно – корригирующий
Воспитатель зовет детей в круг.
- Ребята, давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
(вопросы воспитателя)
Чем мы сегодня занимались?
Все ли у вас получалось?
Может быть какое то задание для вас показалось сложным?
- Мне очень понравилось как вы вели себя на занятии, внимательно меня слушали и правильно отвечали на вопросы.
Молодцы!
- Высказывания детей