Елена Голеусова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки Царевна-лягушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Чтение русской народной сказки Царевна-лягушка»
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умение отличать народную сказку от других жанров устного народного творчества и художественных произведений.
- Совершенствовать умение детей анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Чтение русской народной сказки Царевна-лягушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Царевна-лягушка», сказка
- Темочки
- Развивать эстетическое восприятие сказки. Учить понимать содержание сказки.
- Развивать мышление и память.
Воспитательные:
- Вызвать у детей эмоциональный отклик на сказку «Царевна-лягушка», интерес к образам этой сказки.
Участники: воспитанники старшей группы.
Тип занятия: усвоение нового материала
Форма занятия: игра – путешествие
Оборудование: картинки по содержанию сказки, картинка болота и лягушки, клубок, сундучок, песня «Сказка»,сказочный фон (аудиозапись)
Планируемые результаты: Работа педагога над полными предложения при ответах детей.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, пересказ сказок, составление предложений с заданным словом, разучивание физкультминутки на сказочную тему
Методы и приемы работы с детьми: беседа, вопросы, наглядность, художественное слово, использование звукозаписи.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Этапы занятия:
1. Мотивационно побудительный этап
2. Содержательный этап
3. Рефлексивный этап
1. Мотивационно побудительный этап
Содержание этапа: Актуализация
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте всем пожелаем доброго утра!
Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть!
Становитесь дружно в круг!
Я — твой друг, и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы здесь мне подружиться?
- Ребята, а любите ли вы сказки? В этом волшебном сундучке у меня для вас новая и интересная книга, (открываю, выясняется, что книги нет).
Действия детей: Дети здороваются
Выполняют движения вместе с воспитателем
(Ответы детей).
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, куда могла исчезнуть книга? Ой, смотрите, а вместо книги — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти книгу? Это я, Баба Яга, спрятала вашу книгу в Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
- Что нам теперь делать, как мы узнаем, что за книга была в сундучке?
-А где находится эта Страна Сказок? А как туда попасть? Кто нам укажет путь?
- Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? (если дети затрудняются показать клубок)
У меня есть такой клубок, мне его подарила одна добрая волшебница.
– А кто помнит, как им пользуются в сказке.
- Тогда все хором говорим «-Помоги клубочек отыскать нам путь» становитесь за мной друг за другом и идем за клубком.
Действия детей: Дети рассуждают, высказывают свои предположения).
Предполагают то, кого письмо
Дети предлагают разные варианты ответов.
Это – волшебный клубок
Спрашивают дорогу, бросают и идут за ним
Дети под песню «Сказка» выполняют движение совместно с воспитателем
2. Содержательный этап
Содержание этапа: Мотивирование к деятельности. Открытие детьми нового знания. Физкультминутка «Две лягушки». Беседа после чтения
Воспитатель:
-Вот мы и попали в Страну сказок.
- Посмотрите куда нас привел волшебный клубок. А вы знаете кто здесь живет?
На доску воспитатель помешает картинку Царевны -Лягушку
-Эта лягушка сбежала из книги которую украла Баба Яга, она вас просить вспомнить все русско народные сказки которые вы помните. И тогда книга появится.
- А почему эти сказки называют русские народные?
Действия детей: отвечают на вопросы (на болото,лягушка, волк и лиса, теремок, колобок, репка и т. д. Потому что их придумал народ.
Физкультминутка «Две лягушки».
Воспитатель снова открывает сундучок и все обнаруживают книгу
-Вы знаете что эта за сказка? Вы хотите послушать? (Ответы детей)
Воспитатель выразительно читает (рассказывает) сказку. К каждому из эпизодов, представляется иллюстрация.
- Давайте вместе с Царевной – Лягушкой отдохнём.
Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкульт привет!
Действия детей:
Повороты в стороны.
Полуприседания вправо-влево
Переступание с носка на пятку
Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.
Выполнять движения в соответствии со словами воспитателя (текстом).
Ходьба на месте.
Беседа после чтения
Воспитатель:
- Понравилась ли вам сказка? Чем именно?
-Какие были главные герои в этой сказке?. Кто из героев понравился вам больше всего? Почему?
-Какой Иван-царевич в сказке? А какая Василиса Премудрая?
-Почему Василису называют Премудрой?
-Какие волшебства вы заметили в сказке?
-Для чего нужны чудеса в сказках?
-Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
- Чему нас учит эта сказка?
- Что в итоге получил Иван царевич за добро, какое вознаграждение
- Ну а теперь нам пора возвращаться в группу.
Берем волшебный клубочек, произносим волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, назад в группу приведи!»
Действия детей: отвечают на вопросы
3. Рефлексивный этап.
Содержание этапа: Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, где вы сегодня побывали?
- С какой сказкой вы сегодня познакомились?
- Какая это сказка? Чему она нас учит?
- Что вам понравилось больше всего?
Действия детей: Дети делятся своими впечатлениями.