Ряскова Татьяна Вячеславна
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок»
▼ Скачать + Заказать документы
Понедельник 27.04.2020
Речевое развитие
Гербова В. В., стр. 41 Занятие № 4
Цель: заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок».
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям о том, что многим из них понравилось совсем не веселое,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Заучивание стихотворения Ю, Кушака „Олененок“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олень. Детям про оленей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
но очень-очень трогательное стихотворение Ю. Кушака «Олененок».
Педагог читает стихотворение, спрашивает у детей, не согласятся ли они выучить его.
Получив согласие детей, радуется и еще раз читает стихотворение.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос:
Слегла олениха,
Да так и не встала? (4–5 подтверждений)
Ответно-вопросная форма общения позволяет детям быстрее запомнить начало
стихотворения.
Педагог повторяет эти строчки и присоединяет к ним две следующие:
У олененка
Мамы не стало.
Воспитатель просит дошкольников прочитать четверостишие негромко и так, чтобы в нем
звучало сочувствие к осиротевшему малышу (4–5 ответов).
«Ребенок, – продолжает педагог, – изо всех сил пытается помочь олененку :
Я его глажу,
С ладошки кормлю.
Я его очень,
Очень люблю».
Дети упражняются в выразительном чтении этих строк (4–5 индивидуальных ответов).
Педагог читает две первые части стихотворения и присоединяет последнюю:
И всюду за мною
Он скачет упрямо.
Пусть думает он,
Что я – его мама.
«Итак, олененок упрямо следует за своим другом, – поясняет педагог, – даже тогда, когда
ребенок, судя по всему, не разрешает малышу скакать за ним. Иначе откуда бы появилось слово
упрямо».
Педагог дважды читает четверостишие, но каждый раз по-разному. В одном случае
интонационно выделяет слова за мною, во втором – слово упрямо. Интересуется, какой из
вариантов декламации детям понравился больше.
Далее дети читают эти строчки самостоятельно (3–5 повторений). Педагог называет
ребенка, чья импровизация ему показалась наиболее удачной.
Воспитатель читает стихотворение полностью. Затем повторяет его, а дети тихо,
практически без голоса, читают стихотворение вместе с ним.
Далее стихотворение читают 2–3 ребенка, быстро запоминающие стихи и выразительно
передающие их.
Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить»
Ход занятия
Воспитатель говорит, что намерен порадовать детей, познакомив их с русской народной
песенкой «Дед хотел уху сварить».
Педагог дважды читает стихотворение. Спрашивает у детей, действительно ли это добрая
песенка, и могут ли они доказать это.
«Грех не выучить эту песенку. Любой взрослый будет доволен, если услышит ее в вашем
исполнении», – продолжает воспитатель.
Педагог повторяет первые четыре строчки, а дети после паузы договаривают клички
животных (2–3 повторения, запоминая, как зовут кота и петуха.
Дед хотел уху сварить,
Дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий.
Воспитатель еще раз читает четверостишие и присоединяет к нему следующие две строки:
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
«Легко ли коту и петуху дедовы удочки тащить? – спрашивает педагог. – Было бы легко,
тогда другое слово, а не слово тащить использовалось бы в песенке. Тащат кот и петух удочки,
вздыхают:
Деду одному невмочь.
Надо старому помочь».
Воспитатель упражняет детей в выразительном чтении последних строчек, предлагая
читать их вдвоем: ребенок, изображающий кота, читает строчку целиком, а ребенок,
изображающий петуха, вздыхая, соглашается с котом: «Невмочь, надо помочь». Упражнение
повторяется 4–5 раз. Каждый раз исполнители меняются.
Воспитатель интересуется, есть ли среди детей рыбаки и что они знают о ершах. Затем
поясняет: «Это забавная народная песенка, в ней много лукавства. Даже рыба, которую дед
собирается наловить, чтобы сварить уху, костлявая, колючая. Ее и чистить трудно, да и кот
намучается, собравшись рыбкой полакомиться».
Педагог повторяет песенку. Дети читают ее вместе с педагогом практически без голоса, но
четко артикулируя слова.
Примечание. В последующие дни воспитатель читает песенку при активной помощи детей.
Выслушивает ребенка, выразившего желание прочитать песенку самостоятельно.