anzhelika dudareva
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Уголок России – отчий дом».
Программное содержание:
1. Закрепить умение составлять описательные рассказы по рисункам о родном городе, опираясь на план; развивать монологическую речь, совершенствовать навыки диалогической речи.
2. Упражнять в подборе синонимов, толковании слов, понимании переносного смысла пословиц, разгадывании ребусов.
3. Упражнять в использовании в речи разнообразных грамматических конструкций.
4. Упражнять детей в звуковом анализе звуков, закреплять зрительный образ букв. Упражнять в чтении слов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
5. Отрабатывать чёткую дикцию, упражнять в умении регулировать силу голоса, темпа, изменять интонацию.
6. Воспитывать любовь к своей стране, городу, месту, где родился; воспитывать навыки учебной деятельности.
Материалы: заготовка альбома о городе, фломастеры, клей, ножницы, толковый словарь, рисунки детей о городе, фотографии, карточки на каждого ребёнка с пропущенными звуками, ребусы.
Словарь: путеводитель, справочник, исторические, иволга, знаменитый, город, Тольятти, Ставрополь, Волга, автомобильный, завод, столица, Москва, Россия, сборщик, изобретатель, штамповщик, прессовщик, испытатель, наладчик, машиностроитель, автостроитель.
Игровая мотивация: создание альбома в подарок малышам «Тольятти, путеводитель»
Ход занятия
1. Орг. момент
Приветствие
Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть, какие вы стали большие, как много знаете и умеете. Поздоровайтесь с ними.
2. Сообщение темы и целей занятия.
-Дети, вы когда-нибудь получали подарки? Что вам дарили? А любите сами дарить подарки? Так как скоро в уйдёте из нашего детского сада и пойдёте в школу, то я предлагаю сделать нашим малышам на память какой – н. подарок. Что бы мы могли подарить? -А я узнала, что у них нет книги о нашем городе. Как вы думаете, ребята, сможем мы с вами изготовить небольшой альбом для ребят? --Давайте постараемся. А тем, кто активнее всех участвовал в создании альбома, будут вручены медали.
Выбор редакционной коллегии.
3. Выбор названия альбома
-За этим столом я приготовила всё необходимое для альбома.
-Как бы вы хотели назвать наш альбом? Я предлагаю назвать его «Тольятти, путеводитель»
Подходит – ли название к нашему альбому? Почему? Как вы понимаете слово «путеводитель»?
- Давайте обратимся к нашему любимому словарю и проверим, правильно – ли мы думаем.
- на какую букву будем искать? Почему?
Это справочник по историческим местам.
Т. е. это будет небольшая книга, в которой подробно рассказывается о важных, знаменитых местах в нашем городе.
- Из каких двух слов состоит слово «путеводитель»?
- Путь, водитель, т. е. водит по определённому маршруту.
4. Подготовка страниц
1) – Итак, открываем первую страницу «Географическую»
Чтобы её заполнить, нужно выполнить задание: вставить пропущенный звук в слове и описать звук, т. е. сказать, на каком месте в слове он стоит, согласный или гласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.
(Карточки на каждого ребёнка)
Мы живём на планете …емля.
Наша страна называется …оссия.
…осква – столица нашей Родины.
Мы живём в городе …ольятти.
Наш город стоит на реке …олга.
Город Тольятти основал …атищев.
Раньше наш город назывался …таврополь.
(Готовые карточки вклеиваются на 1-ю стр.)
-Почему все вписанные буквы у вас заглавные или большие?
2) Вторая страница «Страница – загадка»
Перед детьми ребус: изображение реки Волги, а впереди буква И
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «и» прибавь,
И стану птицей я лесной.
(Волга – иволга)
Одна буква меняет смысл слова, реку превращает в птицу.
- А вы плавали по реке Волга?
3) Физ. минутка
- Так давайте поплаваем сейчас.
- Встанем в кружочек и представим, что мы плывём на лодке. Гребём вёслами, потрогаем водичку
- Какая вода? (прохладная, холодная, свежая, приятная)
- Если из Волги? (волжская)
Мы покатались на лодке, а что ещё можно делать на Волге?
(купаться, рыбачить)
- Какая ещё польза человеку от реки? (Река кормит нас рыбой, поит водой.)
- Поэтому и называют её ласково «матушкой», «Волга – матушка».
-Плывём дальше и любуемся видом города, посмотрели направо, потом налево.
- Скажите, какой у нас город? (Город большой, красивый, современный)
- Если много зелени? Зелёный
- Если много цветов? Цветущий
- Если кругом чистота? Чистый
- Если много приветливых жителей? Приветливый
4) Ребята, садитесь на стульчики.
Открываем следующую страницу «Заводская»
- Почему эта страница так называется (В нашем городе построен крупный автомобильный завод.)
- Какие марки автомобилей вы узнали? (Это Лада, Жигули, Нива)
- Автомобили нашего завода покупают в разных городах и странах, значит, наш завод знаменитый.
Д/и «Собери предложение из слов»
(Дети получают карточки со словами)
известен, во, всём, мире, город, наш
славится, Тольятти, заводом, автомобильным
завод, легковые, изготавливает, автомобили
на, выпускают, автомобили, автозаводе, «Лада»
город, любим, мы, наш
на, работают, заводе, родители, наши
красивый, Тольятти, город, очень
5)Речевая разминка
- Поэт Алексей Шевченко написал стихотворение про автомобиль «Нива». Мы его выучили.
Через грязь любую
Нас перевезёт
Маленькая «Нива» -
Добрый вездеход.
- Прочитаем его без голоса, выразительно, громко и медленно, тихо и быстро.
6) Следующая страница «Игровая».
- Давайте будем играть с мячом и запоминать профессии людей, которые делают автомобили.
Игра «Кто что делает»
- Я бросаю, ты лови и словечки говори.
* Сваривает детали – сварщик
* Собирает автомобиль – сборщик
* Изобретает – изобретатель
* Штампует детали – штамповщик
* Прессует детали - прессовщик
* Испытывает автомобили – испытатель
* Налаживает станки – наладчик
* Машины строит – машиностроитель
* Автомобили строит – автостроитель
- Молодцы, ребята, вы хорошо это знаете. А кем работают ваши родители? Скажет тот, к кому мяч прикатится.
- Это ваши родители выпускают такие важные автомобили, а кто из ваз пойдёт работать на завод?
- Есть такая пословица «Где родился, там и пригодился».Как вы её понимаете? (Мы должны любить и заботиться о своей стране. Поэтому каждый человек должен трудиться в своём городе или селе.)
7) Последняя страница – это ваши рисунки.
-Вашим домашним заданием было нарисовать рисунки о своём родном городе. Я попрошу вас выйти и рассказать, что вы нарисовали. Чтобы рассказ получился понятным, интересным, вспомните все слова, которые мы сегодня называли и используйте их в своих рассказах.
- Рассказывая, не забудьте:
Назвать то, о чём вы будете рассказывать.
Сказать, какой он.
Что там можно делать.
За что любите город Тольятти.
(рассказы детей, 3 выступления)
5. Итог занятия
- Я думаю мы сегодня неплохо поработали. Посмотрите какой интересный альбом о городе Тольятти у нас получился.
- Как вы думаете, понравится он нашим малышам?
- За то, что вы сегодня так старались, показали хорошие знания, вам вручаются настоящие медали «Я люблю Тольятти».
-А сейчас попрощайтесь с гостями и поблагодарите их за то, что были сегодня с нами.