Ирина Самсонова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В мире добрых дел»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В мире добрых дел»
Цель: формирование у детей представления о добрых и плохих поступках; развитие у детей мотивации на совершение добрых поступков.
Образовательные задачи:
расширять знания детей о добрых поступках;
формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „В мире добрых дел“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
обогащать словарь детей понятиями «доброта», «полезное дело»
формировать у детей умение грамматически правильно высказывать свои мысли;
упражнять детей в подборе антонимов;
учить раскрывать смысл пословиц.
Развивающие :
развивать связную речь, внимание, память;
развивать любознательность, гуманность;
развивать умение слушать и слышать другого.
Воспитательные:
воспитывать стремление совершать добрые поступки, дружелюбные отношения к взрослым и детям.
Методы и приемы:
Наглядный: (показ, демонстрация);
Игровой: (появление сказочного персонажа, сюрпризный момент);
Словесные: (художественное слово, беседа, вопрос-ответ).
Предварительная работа: чтение рассказа «Просто старушка» В. Осеева, «Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсен», Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носов, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, беседы на нравственные темы.
Материалы и оборудование: мяч, машинка, цветок, книга, листок бумаги и фломастер, сердечки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, давайте встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте! друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро! (дети улыбаются друг другу)
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями.
Воспитатель: А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам рта)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомним нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучики)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны).
Сюрпризный момент: (входит Незнайка с чемоданчиком)
Воспитатель: Ребята, что за гость к нам пожаловал? (ответы детей)
Воспитатель: Незнайка, а что за чемоданчик у тебя?
Незнайка: Чемоданчик необычный, чтобы открыть его, нужно отгадать загадку, но без вашей помощи он не открывается.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?
Дети: Поможем.
Незнайка загадывает загадку:
Оно бывает у тебя, когда все хорошо.
Когда вдруг вышло солнце, и дождик весь прошел.
Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе.
Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде.
Дети: Это «добро», «доброта».
Воспитатель: Верно. Ребята, а что такое «доброта»?
Дети: Это хорошие поступки!
Воспитатель: Верно. Незнайка, подумай и скажи, о ком можно сказать «добрый»?
Незнайка: Это тот, кто совершает хорошие поступки как я.
Воспитатель: Верно. Но все ли правильно делал Незнайка, ребята?
Дети: Нет! Он совершил кучу ошибок. Обидел своих друзей. А «добрый», значит внимательный, отзывчивый, заботливый, щедрый.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А о чем можно сказать «добрый»?
Дети: вечер, путь, поступок.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли потрогать доброту? Есть ли у неё запах, вкус? Быть может её нетрудно увидеть? А в чём её можно увидеть? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а кто сможет рассказать про доброту?
Дети читают стихи:
Артём Гарин
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Егор Рискин
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет!
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелания «В добрый час!».
Алексанра Ротанина
Доброта спасает мир,
Каждому известно
Делать с добротою всё,
Очень интересно
Воспитатель: Ребята, так в чем же проявляется доброта?
Дети: в действиях человека, поступках, в делах.
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки? (ответы детей)
Воспитатель: Незнайка, дети отгадали твою загадку и твой чемоданчик открылся. А что есть в твоем чемоданчике?
Незнайка: Я много чего интересного принес. (Достает мяч). Сейчас я хочу поиграть с детьми в игру «Скажи наоборот». Ненадолго станем добрыми волшебниками – превратим «плохие поступки» в «хорошие». Встаньте, пожалуйста, в круг. Бросая мяч каждому из вас, я буду называть слова, а вы будете называть слова противоположные по значению. Готовы? (ответы детей).
Речевая игра «Скажи наоборот»
Испачкать одежду - постирать одежду
Поломать игрушки – починить игрушки
Разбросать игрушки – собрать игрушки
Разорвать книгу – склеить книгу
Намусорить – убрать
Промолчать при встрече – поздороваться
Оторвать пуговицу – пришить пуговицу
Оставить грязной посуду - вымыть посуду
Поссориться с другом – помириться с другом
Похвастаться игрушкой – поделиться игрушкой
Жадничать – делиться
Обижать младших – защищать младших.
Незнайка: Спасибо, что помогли мне справиться с заданием! Но у меня в чемоданчике еще есть интересные предметы.
Вынимает: зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер.
Игровое упражнение «Добрый поступок»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти предметы и подумайте, какие добрые поступки можно совершить с помощью этих предметов?
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам разделиться на четыре команды и выполнить следующее задание – поиграть в игру «Добрый поступок»
У каждой команды будет предмет, вы должны подумать и сказать: Можно ли с помощью этих предметов совершить добрые дела?
Дети: Зёрнышками накормить птиц, книжку подклеить, цветок полить, подарить, чашку вымыть, на листе бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Незнайка, а ты знаешь пословицы о доброте?
Незнайка: Нет. А дети знают?
Воспитатель: А мы сейчас мы проверим. (Дети вспоминают пословицы о доброте)
-Жизнь дана на добрые дела.
-Добрые люди живут долго.
-Добрый человек добру учит
- Добро творить, себя веселить.
-Добро совершить никогда не поздно.
-Добро всегда побеждает зло
-Добро век не забудется.
-Жизнь дана на добрые дела.
-Мир не без добрых людей.
-Живи добрее, будешь всем милее.
-Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила!
-Доброе слово лечит, а худое калечит
Воспитатель: Незнайка, запоминай пословицы. Наши ребята знают еще и добрые слова. Сейчас мы поиграем в игру:
«Я начну, а вы закончите».
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
Если тебя ругают за шалости, надо сказать… (простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду…. (помоги ему)
Решай споры словами, а не (кулаками).
Воспитатель: Никогда не забывайте про вежливые слова, умейте их использовать в разных ситуациях и тогда про вас всегда будут говорить «Какой вежливый…»
Физкультминутка «Тропинка доброты»
По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем на месте,
И про добрые дела никогда не забываем (поклонись)
Потому что это нужно (указательным пальцем показываем)
Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в сторону)
Улыбнись нам поскорей (улыбаемся)
Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши)
Раз, два, три,
На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру:
«Что такое хорошо, а что такое плохо».
Незнайка выполняй вместе с нами.
Воспитатель: Я буду называть хорошие и плохие поступки детей.
Когда я назову хороший поступок, вы захлопаете в ладоши и улыбнётесь, а когда плохой - топаете ногами и хмуритесь.
-Мальчик отнял у девочки конфету
-Ваня подарил свою игрушку малышу.
-Саша дал свои варежки погреться Маше.
-Соня помогла маме подмести пол.
-Костя обозвал девочку плохим словом.
Незнайка: В моем чемоданчике есть картинки с разными сказочными героями из разных сказок.
Дидактическая игра «Положительный и отрицательный герой»
Воспитатель: Ребята, не только в нашем с вами мире, но и в сказочном, есть герои, сказочные персонажи, которые поступают неправильно – их называют отрицательными. Сейчас я буду показывать вам картинки из сказок, а вы мне скажите, какие они – положительные или отрицательные персонажи и хороший или плохой поступок совершают эти герои. Незнайка, ты вместе с нами поиграй.
Ответы детей, например: Лиса – отрицательный герой, потому что она поступает плохо, она хитрая и обманула колобка. Сказки: «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Снежная Королева», «Доктор Айболит», «Красная шапочка», «Гуси лебеди».
«Ладошка доброты».
Воспитатель: Вы такие молодцы, сколько добрых дел сделали! А сейчас я предлагаю пройти за столы. На столе лежит большой белый лист, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры (на выбор).
Воспитатель: Ребята, на листе бумаги обведите свои ладошки. Каждый пальчик – доброе дело, которое ребенок сделал для другого человека.
Дети называют, какое и для кого они сделали доброе дело, а потом выбирают цвета, соответствующие их добрым делам и раскрашивают ладошки. Выполняют под песенку «Что такое доброта».
Воспитатель: Видите, какие красивые у вас получились ладошки. Вы все молодцы, сделали много добрых дел.
Незнайка: Вижу, что вы хорошие дети и умеете делать добрые дела. И я всем хочу подарить вот эти маленькие сердечки за ваши добрые поступки и дела. Продолжайте так делать и дальше, (дарит каждому ребенку сердечко). А сейчас мне пора, спасибо всем, что вы помогли мне (уходит).
Релаксация.
Воспитатель: Закройте глазки. Представьте, что перед вами на столе красивая чашка. Мысленно наполните её до краев своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая, совсем пустая чашка. Отлейте в неё доброты из своей чашки. Не жалейте! Ваша чашка опустела? Не, беда, доброты мало не бывает. Наполните её вновь. Добрый человек всегда делиться своей добротой. Откройте глаза и скажите спокойно, уверенно «У меня есть чашка доброты! Я делюсь своей добротой со всеми».
Все вы сегодня молодцы!