Марина Гончарова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сочинение сказки «Как ежик выручил зайца»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• связная речь:
- учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания;
- учить оценивать рассказы друг друга;
• словарь и грамматика:
- учить подбирать однокоренные слова, слова разных частей речи;
- способствовать усвоению значений многозначных слов;
• звуковая культура речи :
- учить регулировать силу голоса.
Воспитатель:
- О ком мы сегодня будем говорить на занятии, вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.
Это что за зверь лесной
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Сочинение сказки „Как ежик выручил зайца“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий по развитию речи
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочиняем сказку
- Темочки
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц.)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки – ни одной. (Еж.)
Вывешиваются картинки с изображением животных.
Воспитатель:
- Правильно. Как вы думаете, ребята, зачем ежу иголки? (Ответы детей.)
- А какие еще бывают иголки? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Где живут заяц и еж?
Дети:
- В лесу.
Воспитатель:
- Из леса к нам пришла «елочка». Давайте с ней поиграем.
Составление синквейна* : к существительному (желтый круг) подбирается два прилагательных (красные круги, три глагола (зеленые круги, составляется предложение из 4 (5) слов (синие круги, подбирается ассоциация, синоним (фиолетовый круг). В начале работы все круги открыты (белого цвета). По мере подбора нужного слова закрываем белый круг цветным. Желтый круг можно заменить картинкой животного.
заяц еж
трусливый длинноухий колючий смелый
прыгает скачет улепетывает катится прячется сворачивается
Длинноухий заяц весело прыгает. Еж свернулся в клубок.
волк иголки
Воспитатель:
- Молодцы! А давайте посчитаем, сколько слогов в словах заяц, еж, трусливый, длинноухий, колючий.
- А как ласково назвать зайца? Ежа? (Ответы детей.)
- Если папа – заяц, как назвать маму? Детеныша? А если детенышей много? (Ответы детей.)
- Папа – еж. А мама? А детеныш? Много детенышей? (Ответы детей.)
- Очень хорошо. А теперь давайте превратимся в ежей.
Физминутка «Ребятишки в лес пришли».
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек. (Обнимают себя за плечи.)
Не умел он хлопать:
— Хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)
Не умел он топать:
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки».)
Не умел он прыгать:
— Прыг-прыг-прыг. (Прыгают на двух ногах.)
Только носом двигать:
– Шмыг-шмыг-шмыг. (Глубокие вздохи.)
А ребятки в лес пришли,
Научили хлопать:
— Хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)
Научили топать:
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки».)
Научили прыгать:
— Прыг-прыг-прыг. (Прыгают на двух ногах.)
Научили бегать. (Бегают на месте.)
- Ежик всему научился и теперь он сам может помочь зайцу. Давайте придумаем сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем, как он при этом выглядел, что чувствовал, как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.
- Работать будем командами. Пока звучит музыка, скачем, как зайчики. Как только музыка заканчивается, подбегаем к стульчику. Возле каждого стула должно быть не более пяти человек.
На ковре стоят четыре стула. (Для 17-20 детей. Может быть больше стульев, если число детей превышает 20.) Дается время командам для сочинения сказки, затем следует опрос.
Воспитатель:
- Чья сказка понравилась больше? Почему?
- А теперь предлагаю выполнить упражнение «Прятки».
На доску вывешиваются иллюстрации: заяц и еж за предметами, возле, под, над, перед (работа с предлогами).
Воспитатель:
- Скажите, где сидит заяц? Еж? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Молодцы. Вы хорошо работаете.
- Скажите, если у зайца короткий хвост, его называют … (короткохвостый).
- Если у зайца длинные уши, то он (длинноухий).
Воспитатель:
- А теперь давайте выучим скороговорку. Но прежде выполним упражнения для язычка:
«Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Трубочка» - рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.
«Часики» - рот открыт, губы растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно тянется под счет педагога к уголкам губ.
«Качели» - рот открыт.
1) Напряженный язык тянуть к носу, затем к подбородку.
2) За верхние и нижние резцы.
- Можно переходить к скороговорке.
У зайки Бубы заболели зубы.
- Дома расскажите скороговорку родителям и попросите повторить ее.
Воспитатель:
- Чем мы сегодня занимались на занятии? Что больше всего понравилось? (Ответы детей.)
- Наше занятие окончено.
* Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, которая используется для дидактических целей (в России с 1997 года) как эффективный метод развития образной речи. К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
• 1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.).
• 2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства). Слова можно соединять союзами и предлогами.
• 3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
• 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
• 5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, выражает личное отношение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.