Марина Першина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках».
Цель: развивать умение связно и выразительно пересказывать рассказ с
помощью опорных картинок.
Задачи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ рассказа К, Д, Ушинского „Пчёлки на разведках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Пчела. Сказки о пчелках, стихи, детская литература
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Речевого развития : развивать навыки диалогической речи, умение
выразительно передавать диалог действующих лиц, активизировать и
обогащать словарь по темам «Весна», «Насекомые», «Цветы», развивать
умение последовательно передавать содержание рассказа и умение строить
разнообразные грамматические конструкции, формировать умение
образовывать причастие от глагола.
Познавательного развития : познакомить детей с содержанием рассказа
«Пчёлки на разведках», развивать умение выявлять причинно – следственные связи в рассказе, обобщать представления детей о жизни пчёл, их роли в природе, развивать пространственное воображение, любознательность.
Социально-коммуникативного развития : воспитывать эмоциональную
отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе; коммуникативные
способности.
Оборудование: портрет К. Д. Ушинского, ноутбук, телевизор, картинки ранней весны, цветующей яблони, вишни, тюльпана, фиалки этого периода, изображения пчёлки, яркого солнца; маски персонажей рассказа (3-5 пчёлок, яблонька, вишенка, солнце, тюльпан, фиалочка, музыка Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», игрушка Пчёлка.
Ход НОД :
Звучит запись музыки Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» и воспитатель
приглашает к себе детей.
Ребята, послушайте, пожалуйста, что вы слышите в этой музыке? (Если
дети затрудняются с ответом предложить им отгадать загадку) :
Мастерица золотая
С песней по садам летает.
Над подсолнухом звенит,
В домике пыльцу хранит… (Пчела).
Сегодня я хотела бы познакомить вас с рассказом К. Д. Ушинского (показать портрет) «Пчёлки на разведках». (Чтение рассказа). «Пчёлки на разведках».
Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зелёные стебельки, почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко - разведать : ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
Видят пчёлки, что солнце светит ярко, что везде светло и тепло, выбрались они
из улья и полетели к яблоньке.
Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали.
— Нет, - говорит им яблонька, - вы прилетели слишком рано; мои цветы ещё
спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни.
Полетели пчёлки к вишне :
— Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок?
— Наведайтесь, милочки, завтра, - отвечает им вишня, - сегодня ещё нет на мне
ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчёлки к тюльпану : заглянули в его пёструю головку; но не было в
ней ни запаху, ни мёду.
Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустом скромный тё мно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой — веселёшеньки.
Дети, как вы думаете, что обозначает слово «разведка»?
(Ответы детей)
Разведка – это наблюдение, обследование, изучение чего - либо с целью
сбора информации (знаний о чем - то или о ком — то).
Что такое «улей»?
(Ответы детей)
Правильно, это специальный домик для пчёл. Бывают ульи, сделанные человеком, а бывают ульи, сделанные самими пчёлами. Где можно встретить такой улей?
(Ответы детей)
Гимнастика для глаз «Пчелка»
(Дети садятся на пол и вытягивают ноги вперёд. В правой руке – игрушечная пчелка. Дети поворачивают её, следуя тексту)
К журавлю пчела летела,
Зажужжала и запела «Ж-ж-ж…»
Вот направо полетела. (каждый вправо посмотрел)
Вот налево полетела. (каждый влево посмотрел)
Пчелка на нос хочет сесть,
Не дадим мы ей присесть.
Пчелка наша приземлилась,
Зажужжала, закружилась. «Ж-ж-ж…»
Пчелка, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Пчелка, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Ребята, я предлагаю вам присесть на стульчики. Сейчас я еще раз прочитаю вам рассказ «Пчёлки на разведках», а в это время на экране будут появляться картинки, которые и помогут вам пересказать рассказ "Пчёлки на разведках".
Повторное чтение рассказа с демонстрацией иллюстраций по ходу текста.
Беседа по содержанию:
Как называется рассказ?
(Ответы детей)
О каком же времени года говорится в рассказе?
(Ответы детей)
Кто проснулся весной от зимнего сна?
(Ответы детей)
Что же увидели пчёлки?
(Ответы детей)
За чем пчёлки полетели к яблоньке?
(Ответы детей)
Что сказала им яблонька?
(Ответы детей)
Что сказала пчёлам вишня?
(Ответы детей)
А почему пчёлки улетели от тюльпана?
(Ответы детей)
Что увидели пчёлы под кустом?
(Ответы детей)
Чем напоила фиалка пчёл?
(Ответы детей)
Что интересного и нового мы узнали из этого рассказа?
(Ответы детей)
Давайте я прочитаю рассказ еще раз, постарайтесь его запомнить, а картинки вам в этом помогут.
Повторное чтение рассказа.
Давайте попробуем пересказ рассказа по ролям. (Воспитатель делит детей на 2 подгруппы с помощью считалки по 8-10 человек: 3-5 пчёлок, яблонька, вишенка, солнце, тюльпан, фиалочка).
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали и запели,
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем-водишь ты!
Игровое упражнение «Скажи, какая».
Дети стоят в кругу. Предлагаю им, поймав мяч, ответить на вопрос «какая пчелка?» если она «летит», «жужжит», «жалит», «вьётся», «трудится», «даёт», «хлопочет», «делает», «кружится», «собирает» и бросить мяч воспитателю. (После игры дети садятся на стулья).
Рассказ воспитателя.
Чтобы пчеле собрать нужный нектар, она летает на большие расстояния от ульев.
А когда пчела находит медоносное растение она исполняет специальный танец, сообщая другим пчелам об находке. А так же своим танцем она «рассказывает» другим пчёлам, сколько нектара, далеко ли надо лететь. Танцуя, пчёлы делают маленькие круги и это показывает что там мало нектара, а если пчела делает большие круги то это обозначает что пчела нашла очень много нектара
(Предлагаю детям еще раз послушать музыку Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» и рассказать, кто что услышал в этой музыке и как бы они её назвали).
Рефлексия.
Ребята, что мы сегодня с вами делали?
Чей пересказ вам понравился больше?