Анна Турыхина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Программное содержание.
-Активизировать и закрепить словарный запас детей по теме «Одежда, обувь, головные уборы».
-Учить правильному употреблению родительного падежа существительных.
-Учить правильному употреблению слов надеть и одеть.
-Учить детей образовывать прилагательные от существительных.
-Продолжайте учить образовывать формы множественного числа существительных.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Связывать речь и действие.
-Развивать внимание, память и логическое мышление.
-Учить работать в парах.
Активизация словарного запаса: по теме.
Оборудование: картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов и т. д.
Последовательность урока.
Организационные моменты.
Беседа. Все, где-то в группе учитель спрятал конверт. Давайте найдем его. Дайте подсказки, чтобы было легче найти.
Дети начинают игру «горячо-холодно» с учителем, пока не найдут конверт. Все молодцы, вы нашли его. Внутри конверта находится загадка. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить. Посмотрим, насколько вы умны.
Основная часть.
Словарные и грамматические игры и упражнения
Отгадайте загадку.
Они подарили братьям теплый дом,
чтобы они могли жить впятером.
Старший брат не согласился.
Он переехал отдельно.
Я не промокну, как зонтик,
Я защищу тебя от дождя.
А я защищу тебя от ветра.
Так кто же я?
У меня есть поле и козырек.
С алыми лентами и цветами.
Я защищаю твою голову
От солнца и холода. (Панамы, шляпы, кепки, шапки).
Зимой натягиваю,
Летом я их сворачиваю.
Макинтош, шарф и варежки одним словом?
Панамская шляпа, кепка, шапка (шляпа.)
Однако в конверте есть не только загадки, но и небольшое стихотворение, в котором пропущено последнее слово в каждой строчке. Помогите им найти правильное слово.
Дети дописывают слова, подходящие по смыслу.
Посмотрите на нас: сегодня мы впервые пошли в магазин.
Мы сами пошли в магазин и купили маме туфли.
Модница Илинка - новые туфли.
Брату Антошке - новые ботинки.
Маленькой Лесе - блестящие туфли.
Футболисту Вовке - удобные кроссовки.
А милому папе - тапочки ручной работы.
Как вы думаете, ребята, о чем еще мы сегодня поговорим, кроме одежды и головных уборов? (Сегодня мы также поговорим об обуви).
’Одежда, которую можно надеть на прогулку’.
Учитель-логопед покажет вам картинку и задаст несколько вопросов». Что носишь ты и что носит Таня?». Ребенок отвечает: например, «Я ношу рубашку, а Таня - платье».
Физкультминутка.
’Новые треники’.
Как у нашего кота (загибаем по одному пальцу каждой руки, начиная с большего и приседая на каждой линии).
Сапоги на ногах.
Как у наших свиней.
Сапоги на ногах.
У собаки на ногах.
Голубые тапочки.
А маленькие козлята
Носит на ногах сапоги.
У сына Вовки новые треники.
Смотри, смотри (поочередно бьет в ладоши и кулаки).
Новые кроссовки.
Вот так, вот так (ставит ноги на пятки и нагибается).
Новые кроссовки.
Скажи вот так.
Соломенная шляпа.
Меховые шапки - меховые шапки
Шерстяные шарфы
Кожаные туфли - кожаные
Шелковое платье - шелк
Ситцевая одежда - ситец
Резиновые сапоги - резиновые сапоги
’Один - много’
Тюбетейка - Тюбетейка
Пилотка - Пилотка
Шлем - шлем
Кепки - кепки
Кепки - кепки
Носовые платки - носовые платки
Панама - панама
Платки - платки
Шапки - кепки
Шапки - шапки
Косынки - косынки
Береты - береты
Кепка - кепки
Шлем - каска - шлем.
’Ласковое имя’.
Кепка - кепки - кепки
Пилотка - пилоточка
Платок - платок
Шлем - шлем
Панама - панама
Шляпа - шляпа
Косынка - косынка
Берет - берет Сезон.
Какое сейчас время, ребята?
- Осень.
А после осени наступает.
- зима.
Скоро наступит зима, так какая одежда вам нужна?
- Зимняя, теплая.
Скажите это задом наперед».
Надень, сними.
Надень, сними.
Купить - продать
Завязать - развязать
Застегивать - расстегивать пуговицы
Гладить
Повесить - снять
Надевать - снимать
Развитие связной речи
Структура описательной речи
’Платье - это женская одежда. Оно шьется из ткани. У платья есть воротник, рукава, пояс, подол и застежка. Оно красное с белыми цветами.
Рубашка - это мужская одежда. Она сделана из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карманы, пуговицы и петли. Она полосатая».
Сапоги - это обувь. Они сделаны из кожи и являются кожаной обувью. У сапог есть голенища, молнии, носки, подошвы и каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».
Итог занятия:
Ребята, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии. (об одежде, обуви и головных уборах).