Ольга Подъяблонская
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему “ Зимушка – зима”
ЦЕЛЬ: Закрепление знаний детей об изменениях в природе зимой
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
обобщить и активизировать словарный запас по теме;
упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
закрепить правильное произношение звуков «У», «С», «Ш»;
формировать умение различать на слух слова с определенным звуком;
закреплять умение воспринимать образ зимы в стихах, картинах.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие :
развивать фонематическое восприятие;
развивать связную речь, образность речи, творческое воображение;
развивать логическое мышление;
развивать эстетическое восприятие красоты природы.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе; воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение на прогулке за изменениями в зимней природе, ее явлениями (гололед, иней, снег); загадывание и отгадывание загадок о зиме; рассматривание картин на тему «Зима», тематическая выставка книг.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Практические: физминутка «Снеговик»; дидактические игры: «Доскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом»; артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»; дыхательная гимнастика «Снежинка».
Наглядные: презентация «Зима в картинах художников».
Словесные: беседа, логические вопросы, загадки.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Демонстрационный: иллюстрации зимних пейзажей, снежинка (муляж, конверт.
Раздаточный: бумага, на которой восковым белым мелком нарисованы зимние узоры.
Ход занятия:
Организационный момент
Проводится игра «Приветствие»
Дети становятся в круг
Давайте поприветствуем друг друга
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй друг
Здравствуй весь наш дружный круг
Хорошо, когда мы вместе
Все на месте? Все ли здесь?
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись!
Отличается зима от весны и лета.
Очень снежная она, вся в снега одета.
Реки скованы все льдом. И в узорах стекла,
Иней на ветвях висит, вьюга дует в окна.
Небо серое с утра, падают снежинки.
Спят деревья и кусты, кормят птиц рябинки.
Звери в дуплах и норах спрятались от стужи.
А детишкам для забав снег пушистый нужен.
Слепят вмиг снеговика – и кататься с горки.
Шуба, шапка и штаны – все в ледовой корке!
Лишь зимою Новый год с ёлкою приходит.
Новогодний хоровод весело заводит.
Воспитатель: – Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем со словом снег в игру «Доскажи словечко». (Дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые. (Снежинки.)
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка — (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой (Снегири.)
Воспитатель: – Пока мы играли, подул холодный ветер, а в небе закружили весёлые снежинки. И замело все деревья в лесу. Им тяжело стоять под снегом, согласны ли вы им помочь? – (Да) – Тогда пройдем к нашей березке.
Дыхательная гимнастика
Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Демонстрация воспитателем). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети подходят к дереву со снежинками и дуют на него, добиваясь движения снежинок).
Воспитатель:
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
(Н. Нещеева)
Игра «Назови, какая бывает зима»
«Какая зима бывает?» (холодная, морозная, снежная, веселая, пушистая, грустная, белая, серебристая, красивая, студеная, волшебная, сказочная,, вьюжная, сверкающая, суровая, ранняя, поздняя, злая, ветреная, нарядная, новогодняя)
Воспитатель: «А зимой мороз какой бывает?» (сильный, злой, крепкий, трескучий)
– Вы правы: зима бывает разная – и веселая и грустная.
Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Давайте послушаем.
Пословицы
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Береги нос в большой мороз.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в пословицах и поговорках, как надо себя вести на морозе? (Ответы детей)
Воспитатель: Зима – это прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников, композиторов, они передают настроение зимы в музыке, стихах, в красках.
Презентация «Зима в картинах художников»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картины русских художников о зиме. Давайте поговорим о том, как художники передают особенности зимы в своих картинах.
– Ребята, как бы вы назвали эту картину?
– А называется она… (дать название).
– Скажите, чем похожи все картины? (отвечают).
Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства. Ребята, а вы помните, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)
Воспитатель: А сейчас я хочу загадать вам еще одну загадку послушайте её :
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (снеговик)
Воспитатель: – Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте!
Физкультминутка! «Снеговик»
Раз – рука, два – рука, (вытянуть вперёд одну руку, потом другую)
лепим мы снеговика (имитировать лепку снежков)
Три, четыре, три, четыре, (Гладить ладонями шею)
нарисуем рот пошире.
Пять – найдём морковь для носа (кулачками растереть крылья носа)
Угольки найдем для глаз. (кулачками растереть между бровями)
Шесть – наденем шляпу косо, (приставить ладонь ко лбу «козырьком» и растереть лоб)
Пусть смеётся он у нас.
Беседа «Зимой, что хорошо, а что плохо».
– Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой (Обобщает ответы, подводит к выводу)
-Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед можно поскользнуться упасть и повредить себе что- нибудь. Очень опасно, когда сильные снегопады.
Игра на произношение звуков
Берет в руки снежинку, которая хочет спросить у ребят какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?
Как завывает вьюга(-у-у-у)
Как дворник метет снег(-ш-ш-ш)
Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи(-с-с-с) Упражняются в произношении звуков.
Дидактическая игра с мячом: «Какой, какая, какое?»
Ловят мяч и согласовывают названное существительное с правильной формой прилагательного «зимний» :
– Погода — зимняя погода, солнце — зимнее солнце, одежда — зимняя одежда, обувь – зимняя обувь и т. д.
Практическая деятельность
Воспитатель: Зима скоро заканчивается, но на прощание она приготовила нам подарки. Воспитатель показывает конверт, где находятся «невидимые» открытки. (На бумаге восковым белым мелком нарисованы зимние пейзажи)
Воспитатель:
Зима прислала нам письмо:
Я – зимушка – зима принесла морозы,
Зимние забавы и сосульки слёзы,
Для зверей – зимовье, И под снегом озимь,
А для вас открытки, помнить о морозе.
Краской голубою Вы их разукрасьте
Пусть мои подарки принесут Вам счастье
Воспитатель: для того, чтобы оживить открытки, мы с вами затонируем их голубой акварелью. (Работа детей) Какие красивые картины у вас получились, как у настоящих художников.