Римма Карагозян
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Необычайное путешествие по стране Мухи-Цокотухи»
▼ Скачать
Коррекционно — образовательные задачи: обобщить знания детьми сказок, совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, закрепить умение отвечать на вопросы и задавать их, формировать грамматический строй речи, расширять активный словарь по теме «Насекомые», упражнять в умении загадывать и отгадывать загадки, активизировать интерес к драматизации сказок.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Необычайное путешествие по стране Мухи-Цокотухи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно — развивающие задачи : развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память, развивать интонационную выразительность.
Коррекционно — воспитательные задачи: воспитывать культуру речевого общения, аккуратность, бережное отношение к вещам, воспитывать способность сопереживать.
Материал: портрет К. И. Чуковского, 5-6 книг К. И Чуковского, магнитофон, аудиозапись «Колыбельные природы», шапочки жука, паука, мухи; домик и изображение пчелы, муравейник и муравей, ёлки и другие деревья, паутина; фигурка паука; разрезные картинки по сказкам «Федорино горе», «Мойдодыр» и т. д. ; материал для игры «Четвёртый лишний». Предметы гигиены, костюм мальчика грязнули, самовар, нож, щётка, угощенье.
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Дети, вы любите сказки? Какие бывают сказки?
Дети сидят на стульчиках. На мольберте - портрет К. И. Чуковского.
Педагог: - Ребята, посмотрите на мольберт. Перед вами портрет замечательного
детского поэта - сказочника К. И. Чуковского. Сказки этого поэта вам хорошо
знакомы. Давайте их вспомним и назовём. (Обращаю внимание детей на
полку с книгами).
Как называется это произведение?
Дети: - Это сказка называется «Доктор Айболит».
Педагог: Правильно, молодцы! - Кто ещё узнал сказку?
(и т. д. дети продолжают называть произведения).
Да, ребята все эти сказки и «Мойдодыр», и «Телефон»,и «Федорино горе», и «Муха - цокотуха» написал К. И. Чуковский. Свои сказки Корней Иванович писал стихами, поэтому они хорошо запоминаются. Они весёлые, озорные, смешные, поучительные.
2. Основная часть
Ребята, скажите, вы любите путешествия и приключения. Дети: - Да.
Педагог: -Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие по произведениям К. И. Чуковского, где нас ждёт немало неожиданностей, опасностей и удивительных открытий.
Но сначала нам нужно вспомнить героев этих сказок.
Игра «Узнай героя»
Я буду называть вам определения, а вы должны догадаться о ком идёт речь.
Гадкий, нехороший, жадный (Бармалей) Зелёный, грозный, зубастый (Крокодил) Добрый, внимательный, заботливый (Айболит) Кривоногий, строгий, хромой (Мойдодыр) Весёлая, гостеприимная, добрая (Муха — Цокотуха) Неопрятная, неряшливая, ленивая (Федора)
Педагог: - Молодцы, справились с заданием. Теперь можно отправляться в путь.
Волшебная книга открывает нам двери. (звучит волшебная музыка, дети встают со стульчиков и начинают движение). Скорее бегите за мной в сказку. (держу обруч в вертикальном положении, дети перешагивают через образовавшееся кольцо). Вбегает плачущий мальчик.
Помогите, помогите, от меня всё убежало!! !
Педагог: - Что от тебя убежало?
Мальчик: - Одеяло, Убежало, Улетела простыня, И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Педагог: - Почему от тебя всё убежало?
Мальчик: - Не знаю.
Педагог: - Ребята, а вы знаете почему от мальчика всё убежало?
(Ответы детей)
Из какой сказки он к нам пришёл?
(Ответы детей).
-Кто рассердился на мальчика в этой сказке?
Дети: - Мойдодыр.
Педагог: - Что сказал мальчику Мойдодыр?
Дети:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса, У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Педагог: (обращается к мальчику)- Не плачь. Хочешь, чтобы к тебе вернулись твои вещи? Мальчик: - Да, хочу.
Педагог: - Дети, что ему для этого нужно сделать?
Дети: - Вымыть руки, умыться, причесаться.
Педагог: -Ребята, поможем мальчику?.(ответы детей).
Педагог (обращаясь к мальчику) - Ребята, тебе загадают загадки и если ты их правильно отгадаешь, то получишь предметы, которые помогут тебе стать чистым и аккуратным.
Дети:
Я не сахар, не мука,
Но похож, на них слегка По утрам всегда я
На зубы попадаю. (зуб. порошок) Хвостик из кости, А на спинке – щетинка. (зуб. щётка) Мягкое, пушистое, Чистое- чистое. О него руки вытираем И на место убираем. (полотенце) Зубов много, А ничего не ест. (расческа) Ускользает. Как живое. Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (мыло)
Педагог: Молодец, правильно отгадал загадки. Теперь ты можешь забрать предметы, которые помогут тебе стать чистым и аккуратным. (мальчик уходит; дети продолжают движение под музыку - звуки природы)
Педагог: - Мы с вами попали в сказку, где живут насекомые. Что же это за сказка?
Какая чудесная дорожка! Пойдёмте по ней. А вот и домик. Отгадайте, кто хозяин домика. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь, (жук)
Дети дают ответ. После того как дети дают правильную отгадку, переворачиваю картинку с изображением жука. Появляется жук и жужжит и кружится. Жук. Я вижу вы гости в нашей стране. Зачем пожаловали?.
Дети: Мы путешествуем по сказкам К. И. Чуковского. Жук. Если хотите, чтобы я вас пропустил повторите мою скороговорку.
- Жук жужжит, так, что воздух дрожит, (дети хором повторяют).
Жук: Молодцы! Хорошо повторяли. А теперь задание потруднее. Я начну, вы продолжайте быстро, дружно отвечайте.
Игра «Узнай сказку по отрывку»
1) Приходи к нему лечится
И корова и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица! (Айболит)
2) Рано утром на рассвете
Умываются мышата, И котята, и утята. И жучки, и паучки. (Мойдодыр)
3) Вы подите - ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять.
(Федорино горе)
Жук: Молодцы! С этим трудным заданием. Теперь я уверен, что вы можете продолжать путешествие по нашей сказочной стране. Счастливого пути!
Дети продолжают движение по тропинке под музыку.
Педагог: А вот ещё один домик. Кто в нём живёт?. Прислушиваемся. Слышим
гудение. Заглядываем и находим загадку.
Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут её. (пчела.)
Переворачиваю картинку с изображением пчелы. Педагог: - Посмотрите, какая пчела?
Дети: Пчела маленькая, её тельце имеет полосатый окрас. Педагог: - Чем питаются пчёлы? Дети: Пчёлы питаются нектаром.
Педагог: Ребята, мы не будем отвлекать пчелу от работы. Пчёлы не любят когда им мешают. Они могут ужалить. Пойдёмте дальше. Дети под музыку продолжают движение.
Педагог: - Мы с вами в сосновом бору. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть много разных насекомых. Посмотрите, вот тоже чей- то дом и кто- же в нем живёт. Загадываю загадку. На поляне, возле ёлок Дом построен из иголок За травой, не виден он А жильцов в нем миллион, (муравейник) - Кто же в муравейнике живёт? Дети: В муравейнике живут муравьи. Переворачиваю картинку с изображением муравья.
Педагог: Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Они постоянно заняты работой. Груз который они переносят во много раз превышает их собственный. -Что переносят муравьи (ответы детей). За это их называют санитарами леса. Ребята, муравьи общаются при помощи антенн- усиков и сейчас я слышу они говорят о том, что нам пора спешить.
Звучит музыка. Дети продолжают движение. Оказываемся во владении разбойника- паука. Педагог: Как здесь неуютно, темно. Кто же здесь живёт?. Восемь ног, Как восемь рук, Вышивает шелком круг, (паук) Появляется паук.
Паук: Я знаю, вы путешествуете по сказкам. Но я отрицательный герой в этой сказке. Мне нравится быть злым, вредным. На вашем пути я расставил паутины, которые подниму, если вы не выполните мои задания. Педагог: Не боятся ребята твоих заданий.
Игра «Четвёртый лишний»
Паук на мольберте вывешивает задания.
«Айболит», Мойдодыр, Мальчик - грязнуля, Красная шапочка.
Чашка,кастрюля, чайник, топор.
Муха, комарик, кузнечик, воробей.
Паук. Молодцы. Что же вам ещё придумать.
Педагог: Уважаемый паук, чем делать злые дела лучше заняться полезным занятием.
Паук. Это каким таким полезным занятием? Не уверен что это интереснее, чем делать гадости.
Передаём пауку конверт с заданиями.
Ну. Ладно спасибо. Можете идти дальше.
Звучит музыка. Дети продолжают движение. На тропинке стоит коробка. .Дети доходят до коробки и останавливаются. Музыка затихает.
Педагог: Давайте посмотрим что там. (открываем). Тут какие -то предметы.
Игра «Бюро находок»
- Ребята, здесь потерянные вещи из разных сказок К. И. Чуковского. и вернуться они смогут в свои сказки если вы расскажите строчку из произведения с этим словом.
Достаю из ящика самовар Дети: Пошла муха на базар
И купила самовар:
Педагог: Правильно, молодцы. Достаю щётку. - Кто расскажет строчку из произведения с этим словом.
Дети: И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещётки
И давай меня тереть, приговаривать.
Педагог: Что это за предмет (нож). Кто расскажет строчку из произведения. Дети:. И помчалися по улице ножи:
«Эй держи, держи, держи.»
Педагог: Молодцы ребята. Помогли предметам вернутся в свои сказки. Звучит музыка. Продолжаем движение. Доходим ещё до одного домика.
Педагог: Посмотрите, еще домик, (заглядываем). Тут никого нет. На столе стоит угощенье. Кто же здесь живёт, ребята?.
Дети: Муха - цокотуха. Педагог. А где же она (удивлённо). Паук, (кричит, упрашивает) Дорогие гости, помогите!
Складывать картинки научите
Не обижу я вас
Не покиньте меня в этот трудный час!
Педагог: Хорошо, паук, ребята тебе помогут. Но не знаешь ли ты, где муха -цокотуха?
Паук. А она у меня. Вот научите складывать картинки, тогда отдам. Звучит спокойная музыка дети проходят за столы. Паук уходит за мухой.
Игра «Разрезные картинки»
Дети складывают картинки. Музыка затихает. Приходит паук благодарит детей и возвращает муху- цокотуху.
Педагоп Вот и пришло время возвращаться домой. Волшебная книга закрывает двери. До свидания! (прощаемся с пауком и мухой). Звучит музыка. Дети через книгу возвращаются на места. Поворачиваются лицом к гостям и хором говорят:
«Нам жалко дедушку Корнея
В сравнении с нами он отстал
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Мойдодыра» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник
Как выросон таким учёным,
Не зная самых главных книг».
Итог.