Елена Каршина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Герои русских былин»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Герои русских былин».
Воспитатель ЧДОУ № 16 «Очарование» г. Ставрополя Каршина Елена Петровна.
Программные задачи:
Образовательные: Формировать умение содержательно и выразительно пересказывать отрывок из былины «Добрыня Никитич». Продолжать формировать умение правильно составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами а, но, потому что. Закреплять умение подбирать прилагательные – определения к словам: богатырь, змей Горыныч.
Темочки:
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Былины
- Былины. Развитие речи, чтение былин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие: Развивать творческое воображение, умение дифференцировать положительные и отрицательные качества, присущие былинным героям.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к Родине, стремление быть похожими на богатырей.
Предшествующая работа: чтение былин, беседы о богатырях, рассматривание картины В. Васнецова «богатыри».
Ход:
В. (пропевает):
Ой, вы, красны девицы и добры молодцы!
Слушайте и глядите!
Да не говорите, что слыхом не слыхивали
И видом не видели!
Поведем ж рассказ сегодня про седую старину…
Про дела бывалые, подвиги удалые…
Чтоб красны девицы послушали,
Добры молодцы призадумались!
Ребята, что я пропела?
Д. Песню. Старинную песню.
В. Да. Я пропела начало былинной песни. Что такое былина?
Д. Былина – это то, что было.
В. Былины – это старинные героические песни, которые создал народ. И в
песнях этих пелось о том, что происходило на самом деле. Первыми
исполнителями былин были песенники – сказители. Они исполняли
былины по памяти, как слышали от своих предков. В былинах
прославлялись важнейшие исторические события, битвы ратные,
герои и богатыри русские.
Кто же совершал в старину подвиги?
Д. Богатыри.
В. А хотели бы вы быть похожими на богатырей?
Д. Да.
В. До наших дней дошло более ста былин. Они исполнялись в
сопровождении старинного русского инструмента – гуслей. Как
называли человека, который играл на гуслях?
Д. Музыкант, гусляр.
В. Ребята, а вы можете назвать героев русских былин – русских богатырей?
Д. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Никита
Кожемяка.
В. Посмотрите, пожалуйста, на картину Виктора Васнецова «Богатыри».
Посередине – Илья Муромец. Всматривается он вдаль из-под руки.
Крепкая стальная кольчуга и металлический щит защитят его могучее
тело в случае битвы. Справа от Ильи на белом коне богатырь Добрыня
Никитич. Добрыня знатного рода. Видно ли это на картине?
Д. У него на груди золотая цепь. Рубаха, щит нарядно украшены. И доспехи,
и одежда богаче, чем у других богатырей.
В. А вот и младший из богатырей – Алеша Попович. Алеша строен и тонок.
У него нет ни палицы, ни меча. Что же в руках у Алеши и почему?
Д. В правой руке у Алеши гусли. Он и сражаться может, и песни петь
может.
В. Почему Алешу назвали Поповичем? Кем был его отец?
Д. Отцом Алеши был поп.
В. Да. Его отцом был поп Левонтий.
С кем же сражались богатыри? Кто были их враги?
Д. Змей Горыныч, Соловей – разбойник, Идолище, Чудище, Тугарин.
В. Какими были богатыри и их враги, мы узнаем, поиграв в игру «Подбери
слово». (Дети раскладывают карточки со словами к иллюстрациям :
Змей Горыныч и богатырь).
Слова: смелый, добрый, отважный, храбрый, честный, сильный, веселый,
озорной, злой,хитрый, страшный, жестокий, коварный.
Молодцы, вы правильно выполнили задание.
Послушайте отрывок из былины «Добрыня Никитич». (Родился в Русской
Земле мальчик. …. И рассказали всем о подвиге Добрыни.)
В. Почему мать назвала сына Добрыней?
Д. Она хотела, чтобы сыну хорошо жилось на свете. Хотела, чтобы он вырос
Добрым.
В. Чему радовалась мать Добрыни?
Д. Она радовалась тому, что он вырос сильным и пригожим.
В. А чему она печалилась?
Д. Тому, что Добрыня поедет сражаться со Змеем.
В. Почему Добрыня пожалел и отпустил Змея в первый раз?
Д. Змей пообещал Добрыне, что не будет больше в землю Русскую лезть.
В. Почему Добрыня сражался со Змеем во второй раз?
Д. Потому что Змей нарушил свое обещание, стал летать в Русскую землю
и уносить людей к себе в подземелье.
В. Чем закончилось это сражение?
Д. Добрыня освободил много людей, победив Змея.
В. читает былину с установкой на пересказ, дети пересказывают.
В. Предлагает разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Музыкальный инструмент, под сопровождение которого исполнялись
былины. (Гусли)
2. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Это кто?
(Богатыри)
3. Как звали сына попа Левонтия? (Алеша)
4. Кого защищали богатыри? (Народ)
По вертикали:
1. Как называются героические песни о том, что было? (былины 0
2. Как называли Змея по отчеству? (Горыныч)
3. Имя богатыря из города Мурома? (Илья)
В. Молодцы, ребята! Я еще раз хочу спросить вас: вы хотели бы быть
похожими на богатырей? Почему? Чем вас привлекают богатыри?
Д. Они сильные, смелые, любят и защищают свою Родину, защищают людей,
Отважные, мужественные.