Жанна Кочерга
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Маленькие грамотеи»
Автор: Кочерга Жанна Ивановна
МБДОУ «Детский сад №315 "Гномики"
г. Красноярск, 2020г.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Задачи обучающие:
- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;
- формировать навык звукового анализа слова, деления слова на слоги (части);
- упражнять в составлении предложений с заданным словом.
Задачи развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Маленькие грамотеи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.
Задачи воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, культуру общения со сверстниками.
Тип занятия : закрепление ранее приобретенных знаний
Форма занятия : групповая, индивидуальная
Продолжительность занятия : 25 – 30 мин.
Участники: дети
Возраст обучающихся: 6 лет
Оборудование и материалы: Плакаты – домики, картинки, листы с заданиями, простые карандаши, сундучок.
Методы и приемы работы с детьми: словесный, наглядно-демонстрационный, практический, игровой.
Структура занятия (см. таблицу).
Ход занятия.
Дети входят в группу, приветствуют гостей.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Давайте вспомним нашу разминку «Осень»
Дети повторяют вместе с воспитателем.
Листья осенние тихо кружатся. (Дети кружатся, расставив руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят. (Движения руками влево - вправо. Стоя на носочках.)
Воспитатель:- Давайте, вспомним правило, которое помогает нам говорить.
Все дети хором:
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо,
Плавно громко говорим
И, конечно, не спешим.
2. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель:
-Осень наступила, и язычок дома сидит:
Ветерок дул, дул. Двери в домике, то открывались (открывают рот, то закрывались (закрывают рот) 3-5 раз;
Однажды вышел язычок из домика, посмотрел налево, направо (упражнение «Часики»);
Потом потянулся к солнышку (показать) и лег на крылечко (упражнение «Лопатка);
Подул сильный ветер, язычок поежился, (упражнение «Стрелочка») спрятался в домик.
Воспитатель: (дети садятся на стульчики)
Сегодня на столе я обнаружила вот такой конверт. А на нем надпись - «Задания маленьким грамотеям» подготовительной группы «Солнышко». Внутри письмо, прочитать?
Письмо:
«До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок, но чтобы его получить, надо выполнить мои задания» Фея Осень.
Готовы выполнять задания? Тогда приготовились
Фея Осень нам в подарок прислала яркий цветок под названием (показ картинки)
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?
Дети: М-м-м.
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а.
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием.
Задание 2.
Воспитатель достает разрезные картинки.
Солнышко усталое
Скупо греешь ты!
Желтые и алые
Кружатся листы.
В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пестрые лежат.
Дети объединяются в 3 компании по цвету. Раздаточный собрать.
Воспитатель: Слушайте задание.
Та-ра - ра, та-ра-ра
У животных чехарда,
Не нашли свой дом зверята
Помогите им ребята.
Воспитатель раздает по 3-4 картинки с изображением зверей: волк, лиса, собака.
Воспитатель:
Перед вами 3 домика, чем они отличаются?
Дети: в первом домике одно окно, во втором два, в третьем три окна.
Компания под номером 1 будет в первый домик заселять того животного. В названии, которого 1 слог;
Компания под номером 2 будет во второй домик заселять того животного, в названии, которого 2 слога;
Компания под номером 3 будет в третий домик заселять того животного, в названии, которого 3 слога;
Дети выставляют картинки.
Воспитатель:
А теперь все вместе пойдем к зверятам в гости. Поставим руку к подбородку и скажем, кто живет в первом домик (выполняют все). Сейчас, про хлопаем название этого животного (все выполняют). Правильно заселили (ответ детей).
Аналогично с другими домиками.
Задание 3:
Целая улица получилась. А чтобы наши гости больше узнали о жителях этой улицы, каждая компания придумает по одному предложению о своем животном и когда прозвенит колокольчик, то мы все гостям скажем.
Дети придумывают по одному предложению, произносят.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. И звери приглашают всех на веселую зарядку.
Звери упражняются (сгибают, разгибают руки)
Спортом занимаются
Волк бегом (бег на месте)
Собака кувырком (вращают руками, согнутыми в локтях)
Лисичка хочет похудеть
Стала хвостиком вертеть (руки на поясе, вращение туловища вправо, влево)
Воспитатель: А теперь, внимание. Для вас загадка - задание.
Пишет он, когда диктуют
Он и чертит и рисует
Лучший он помощник наш
Ну, конечно, (карандаш)
За столы всех приглашаю и задание предлагаю.
Дети садятся за столы.
Задание 4.
1. Обведите те картинки, в названии которых есть звук М.
2. Обведите по точкам букву, которая изображает звук М.
3. Нарисуйте столько кружков, сколько звуков в названии предмета на картинке.
Задание 5.
Потрудились, детвора?
Осень игру вам припасла!
Вы скорей ко мне бегите
И словечко доскажите.
Дети подходят к воспитателю и становятся в круг. Воспитатель:
Ра-ра-ра — веселится детвора,
Ло-ло-ло - на улице тепло,
Онце-онце-онце - ярко светит солнце!
Молодцы!
Фея - добрая Осень.
Рада солнцу тоже
От неё - подарок нам,
Интересно, что же там?
Воспитатель
Читает записку из конверта.
Висит Окошко.
В Окошке - Антошка.
Отошёл Антошка.
Пустое Окошко.
Дети отгадывают загадку и у зеркала находят сундучок.
Что же, там, на дне лежит?
Что же сундучок хранит?
Открывает
Осень нам смайлики прислала
Чтобы всем приятней стало!