Мария Тарасова
Конспект занятия «Необычные происшествия в Фиолетовом лесу» в подготовительной группе компенсирующей направленности
Конспект занятия по развитию речи в группе
компенсирующей направленности
с использованием развивающих игр Воскобовича
«Необычные происшествия в Фиолетовом лесу»
Цель: активизация речевой деятельности детей через использование развивающих игр В. В. Воскобовича.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
-формировать грамматический строй речи через согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;
Публикация «Конспект занятия „Необычные происшествия в Фиолетовом лесу“ в подготовительной группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
- расширять словарный запас детей через употребление в активной речи синонимов и антонимов;
- тренировать в употреблении слов, обозначающих действия;
- учить детей употреблять в речи предлоги;
- совершенствовать монологическую связную речь детей
Коррекционно - развивающие:
- развивать навык самоконтроля при звукопроизношении;
- развивать фонематическое представление, зрительное восприятие и внимание, речевой слух при выполнении игровых упражнений;
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать умение слышать и слушать друг друга;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом (в парах, небольших подгруппах) и сообща решать проблемные ситуации;
- воспитывать отзывчивость и добрые чувства, бережное отношение к предметам, продуктам человеческого труда - посуде.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Федорино горе» по сказке К. И. Чуковского; беседа «Посудные истории»; подбор картинок по теме и необходимой атрибутики.
Оборудование и материалы: развивающие игры и пособия Воскобовича «Чудо – соты 1», «Чудо – крестики 1», «Логоформочки 3. Ларчик», «Игровизор»; «Коврограф Ларчик», «Коврограф Мини Ларчик»- наборы букв, наборы цифр, комплект «Круговерт и стрелочка», комплект «Разноцветные верёвочки»; сказочные персонажи Фиолетового Леса (Пчёлка Жужа, Медвежонок Мишик, Околесик, Дракон Лого, Гусеница Фифа, Лопушок, слоник Лип-Лип, Ворон Метр); картинки с набором разной посуды; карточки для игры «Чудесные вещи»
Ход занятия:
На экране ноутбука картинка с изображением комнаты бабушки Федоры.
В: - Снова горе у Федоры
Не пошёл ей впрок урок.
Чистоты, порядка нет здесь.
И опять переполох.
В: - Помогите мне рассказать, что же случилось с посудой бабушки Федоры.
Игра «Антонимы» (дети договаривают слова)
Посуда была у Федоры.
Посуде с ней было горе.
Федора её не любила
Пачкала, а не… мыла,
Теряла, а не…хранила
Оставляла мокрой, а не …сухой.
Не ставила, а …бросала.
Вот посуда вновь убежала.
В: - Может, мы поможем, вернуть посуду бабушке Федоре? Вспомним наше правило. (хором)
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре.
Громко, чётко говорим.
Никогда мы не спешим.
Вместе весело играем и друг другу помогаем.
Слышатся звуки сказочной музыки (аудиозапись).
В: Как вы думаете, где нужно искать посуду? (в Фиолетовом Лесу)
Нам помогут персонажи, которые живут в сказочных областях.
Звучит музыка (аудиозапись)
В:- А вот и пчёлка Жужа со своим другом медвежонком Мишиком (фигурки персонажей). Они ждут нас на чудо- островах «Чудо – соты1» и «Чудо- крестики 1». На этих островах оказалось много разной посуды. Наши герои предлагают вам разбиться на пары и разложить картинки с посудой на соты и крестики так, чтобы количество слогов в слове совпадало с количеством деталей в соте или крестике.
Дети раскладывают карточки на соответствующие соты и крестики.
В: - (обращается к каждой паре) просит назвать слова, состоящие из 1, 2, 3,4 слогов (частей). Дети произносят слова, выполняют хлопки, или загибают пальчики, или притопывают, считая слоги в названии посуды.
Звучит музыка (звон разбитой посуды).
В:- Ребята, Федора посуду не берегла, роняла и разбивала. Вот такая посуда оказалась в сказочной области Маркерленд. Околесик предлагает вам внимательно посмотреть на картинку и дорисовать недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от Федоры и без какой части они остались.
Детям предлагается на «Игровизоре» рассмотреть рисунок, дорисовать недостающую часть и назвать.
Например :
От Федоры убежал чайник. Чайник был без носика.
От Федоры убежала чашка. Чашка была без ручки.
От Федоры убежал таз. Таз был без дна.
От Федоры убежал кофейник. Кофейник был без крышки.
От Федоры убежала кастрюля. Кастрюля была без ручки.
От Федоры убежал бокал. Бокал был без дна.
Психогимнастика.
В:- Представьте что вы пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду (произносят звук «С» на медленном выдохе). Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать (произносят звук «Ш» отрывисто, бурлить (можно удивиться). И вот нет терпению. Кипит вода (произносят звук «Ш» громко на одном выдохе, пар из носика валит! Слышится свист.
Дети могут сопровождать текст - движениями.
Раздаются звуки таинственной музыки (аудиозапись).
В: - Мы с вами в Долине Тайн. Дракон Лого (показывает персонаж) спрятал посуду в таинственные шкафчики под деталями игры «Логоформочки».
Задание:
- найдите фигуру, у которой вершки квадрат, а корешки круг. Назовите её. Достаньте из-под неё предмет посуды. Что это? – сахарница. Какая сахарница может быть у Федоры? Дети называют признак предмета. Сахарница - стеклянная, фарфоровая, маленькая, круглая, берестяная, вместительная и т. д.
- найдите фигуру, у которой вершки круг, а корешки треугольник. Назовите её. Достаньте из-под неё предмет посуды. Что это? - противень. Какие действия можно выполнять с этим предметом? Дети называю слова- действия. Противень ставят в печь, вынимают, смазывают, накладывают тесто, моют, чистят, сушат и т. д.
Слышатся звуки пения птиц, журчания ручейка (аудиозапись).
В:- Мы с вами оказались на Ковровой полянке в Фиолетовом лесу. А вот и наши сказочные персонажи. Дети называют (Гусеница Фифа, Лопушок, Слоник Лип-лип). Наши герои помогу вам вернуть посуду, если выполните задание. Играть мы будем в парах.
1-ой паре - Лопушок предлагает сосчитать предметы посуды со звуком «Ш». Дети выбирают картинки и считают, согласовывая числительное с существительным. Например : 1кувшин, 2 кувшина, 3 кувшина, 4 кувшина, 5 кувшинов.
2-ой паре - Гусеница Фифа предлагает выложить дорожку из липкой верёвочки, проходя около картинок с названием посуды в которых есть звук «К». Дети выкладывают дорожку и называют предметы посуды с заданным звуком. Например : кастрюля, кувшин, ковш, сковорода, стакан, чашка и т. д.
3-ей паре – слоник Лип-Лип предлагает с помощью картинок составить слово по первым звукам в названии предметов. Дети проговаривают слово, выделяют первый звук и обозначают буквой. Из выделенных букв зачитывают слово. Например : чашка - часы, арбуз, шары, кот, автобус.
Раздаётся волшебная музыка (аудиозапись)
В:- Мы с вами в Стране Волшебных превращений. И нас встречает Ворон Метр. А хотите, мы изобретём для Федоры «Чудесный самовар». Для этого мы поиграем в игру «Чудесные вещи».
В:- Из какого материала будет сделан этот самовар? (перед детьми выкладываются игровые карточки серии «материал»)
Дети выбирают карточку с изображением воздушного шарика.
В:- Какой у нас будет самовар? Лёгкий, прозрачный, переливающийся.
В: - А теперь придумаем, чтобы самовар умел передвигаться.
Дети выбирают картинку из серии «способ передвижения» с изображением машины.
В: - Как она передвигается? Ездит быстро на колесах.
В: -Что ещё волшебного будет у нашего самовара? Может быть запах?
Дети выбирают карточку из серии «запахи» с изображением розы.
В: - Чем благоухает роза? Приятно, вкусно, пахнет духами.
В: - А сейчас расскажите, какой у нас получился самовар? Самовар получился легким, переливающимся, передвигающимся быстро на колёсах с запахом розы.
В:- Вот такой самовар мы подарим для бабушки Федоры.
Все картинки, выбранные детьми, выкладываются на Коврографе в кармашки
Звучит музыка Фиолетового леса.
Рефлексия
В: - Закончилось наше путешествие. Всю посуду мы нашли и в этом нам помогли герои Фиолетового леса. Я попрошу вас выбрать плод успеха и поместить его в кармашек на наше дерево с плодами знаний. Если вы считаете, что вы выполнили все задания, старались говорить ясно и четко, оказывали помощь друг другу, вам было интересно - выбирайте большой плод, если испытывали небольшие трудности – плод поменьше.
В конце занятия входит бабушка Федора (педагог) с самоваром и приглашает детей на чаепитие. – По помощникам скучаю, всех вас к чаю приглашаю,
Я посуду полюбила, чисто-начисто намыла,
Хочу вас благодарить, вкусным чаем угостить!