Александрова Татьяна
Конспект занятия по развитию речи «Экскурсия в дубовый лес» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект Н О Д по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детского сада.
Автор : Александрова Татьяна Васильевна - воспитатель 1 категории в подготовительной группе МБДОУ №146, г. Чебоксары.
Образовательные области: познание, коммуникация, здоровье, социализация, художественное слово.
Тема "Экскурсия в дубовый лес ".
Цель: Познакомить детей с понятием –дубовая роща, создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Экскурсия в дубовый лес“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дерево Дуб, желуди
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Задачи: научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени; развивать исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация; формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
Оборудование: коробки для сбора природного материала.
Методические приё мы: показ предметных иллюстраций с изображением осенней природы; рассказ ребят-экологов; подвижная игра; использование художественного слова.
Материал: картинки с изображением различных листьев, атрибуты к подвижной игре "Мы - осенние листочки".
Ход экскурсии
I. Организационная часть.
Воспитатель (в группе) : Ребята, добрый день Сегодня мы с вами совершим прогулку- экскурсию в осенний лес в дубовую рощу и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.
Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т. д.
Экскурсия.
Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения :
Чтоб крошка земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор — любой пригодится.
Вот рядом с багровым. лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.
Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: - Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся - это время года как зовётся?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. А давайте внимательно посмотрим вокруг и ответим на вопрос: Какое время года в лесу?
Дети: Осень!
Воспитатель: А как же вы догадались?
Дети: Деревья и трава пожелтели.
Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц:
Воспитатель: Давайте еще раз внимательно посмотрим вокруг. Кто живет в лесу?
Дети: Птицы, белка, лось:
Воспитатель: А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?
Дети: Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.
Воспитатель: Хорошо! Животные получают пользу от растений.
II этап - изучение нового материала
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети: Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.
Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень?
Дети: Спокойная и грустная.
Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И. Бунина, В. Семенова, А. Пушкина.
Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете? Вот полянка, а ней несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитаем весточки осени. Дети подходят, берут с поляны осенние (бумажные) листья клена, дуба и отдают воспитателю, который зачитывает написанные приметы осени: Паутина стелется по растениям - к теплу. В сентябре гром - это к тёплой осени. Рябины в лесу много - осень дождливая.
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок. Проводится игра "Мы - осенние листочки". Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).
Воспитатель : Ребята, обратите внимание на то, что в этом лесу растут дубовые деревья. Такой лес, где растет много дубов, называется дубравой.
Могучий, сильный, вековой
дуб в лесу стоит большой
листья тихо шелестят
желуди под ним лежат
шепчет дивная дубрава
вон березки те, что справа
гнутся ветки их в поклоне
только дуб тот непреклонен.
Дуб не сложно отличить от других деревьев по его могучей стати. Дуб – крупное дерево с могучей кроной и мощным стволом. Достигает высоты 20—40 м. Может дожить до 2000 лет, но обычно живёт 300—400 лет. Крона дуба густая, раскидистая, с толстыми ветвями. Кора дуба толстая, прочная, у взрослого дерева морщинистая, тёмного цвета. Корой дуба лечатся. Отвары используют для полосканий при воспалении слизистой полости рта, запахе изо рта, при воспалении языка, при обморожениях рук и ног (ванночки, ожогах, ранах, воспалении кожи. Из желудей дуба делают кофе. Из желудёвой крупы раньше варили каши, а из муки пекли лепёшки и хлеб. В древности верили, что дубы священны. Древние чуваши поклонялись дубу, который назывался «Киремет». И сейчас в вурнарском районе есть дуб, которому 437 лет. В Мордовии есть дуб, которому 500 лет. Юман («дуб» по-чувашски) — это сила, ловкость, твердость, долговечность. Действительно, дуб обладает мощной энергией. Чтобы получить её, достаточно всего на несколько минут прикоснуться к дубу или же просто посидеть под ним и послушать шелест его листьев, полный тайн и мудрости природы. В народе существует много пословиц, связанных с дубом. Какие вы знаете?
Дети: Силен, как дуб. Дуб стар, да корень свеж. Дуба плоды, только свиньям годны.
Воспитатель: Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.
Дети: Медведь готовится к спячке.
Воспитатель: Заяц.
Дети: Заяц меняет мех с серого. летнего - на белый, зимний и более теплый.
Воспитатель: Еж.
Дети: Еж готовится к спячке.
Воспитатель: Белка.
Дети: Белка делает запасы.
Воспитатель: И часто в дупле дуба.
Воспитатель: А еще в дубраве часто встречаются кабаны. Они ходят стаями и роют землю, ищут пищу для себя.
На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, желуди. Сбор опавших листьев и желудей необходим в дальнейшем для работы с природным материалом.
III этап – закрепление.
Воспитатель: А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Осень можно отличить от других времен года по каким явлениям?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.
Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью?
Дети: Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.
Воспитатель: А как ведут себя животные осенью?
Дети: Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.
Воспитатель: Вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию.