Елена Плешко
Конспект занятия по развитию речи «В гостях у осени»
▼ Скачать + Заказать документы
01.12.2022г. Воспитатель: Плешко Е. В.
Цель: Продолжать закреплять знания детей об осенних явлениях в природе, учить отвечать на вопросы.
Задачи:
Образовательные: активизировать в речи прилагательные и глаголы; уточнять и расширять активный словарный запас детей по теме «осень»
Развивающие : продолжать развивать дидактическую речь, внимание, память, любознательность.
Воспитательные: воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: беседа с детьми о приметах осени; напрогулке наблюдения за изменениями в природе; чтение художественной литературы об осени.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время суток? (утро, день, вечер, ночь)
Дети: Утро
Воспитатель: Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится! Приготовьте гнездышки – ладошки! Берем доброе утро осторожно, и как птичку пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно погрелось в руках у каждого. Пересаживаем – передаем по кругу и тихонько приговариваем «Доброе утро!» Вот и последнее гнездышко - мое, я выпускаю Доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас.
Все вместе: Доброе утро!
Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в гости к «Осени», для этого вам надо закрыть глаза и повторить за мной волшебные слова.
Итак, вы готовы?
Дети: Да
Воспитатель: Повторяйте за мной: «Раз, два, три, вокруг себя обернись. У Осени в гостях очутись»
Открывайте глаза, вот мы с вами на месте (дети рассматривают картину с изображениями Осени). (воспитатель читает стихотворение об осени)
Если на деревьях, листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года (все вместе) осенью зовется.
Воспитатель: Назовите мне осенние месяца
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель: Первый месяц осени – сентябрь. В народе называют «златоцвет, листопадник, хмурень».
Воспитатель: Почему его так называют? Ребята, как вы думаете?
Дети: С деревьев падают листья разноцветные, деревья стоят желтые.
Воспитатель: Объясните, а почему хмурень?
Дети: Потому что небо покрыто тучами, идут дожди.
Воспитатель: Что собирают люди в сентябре?
Дети: В саду – фрукт, в огороде – овощи, в лесу – грибы, в поле созревает пшеница.
Воспитатель: С помощью загадок, мы сейчас узнаем, какие овощи растут на огороде.
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (морковь)
Он никогда и никого не обижал на свете.
Чего же плачут от него и взрослые и дети? (лук)
В огороде рос хрустящий
Наш зелёный молодец.
Это овощ – настоящий
Длинный, сладкий … (огурец)
Всех овощей она царица,
Своей величиной гордится.
На дыню издали похожа,
На рыжий мяч большущий тоже. (тыква)
Про меня вы знаете загадки-
Сто одёжек надевала я.
В огороде в них лежу на грядке.
Щи и борщ не сваришь без меня (капуста)
(Воспитатель демонстрирует иллюстрации отгадок)
Воспитатель: Осенью куда улетают птицы?
Дети: Птицы улетают на юг, в теплые края
Воспитатель: какие птицы улетают от нас?
Дети: Ласточки, скворы, грачи
Воспитатель: Второй месяц осени – октябрь, в народе называют его «мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой»
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Дети: Очень часто дуют ветра, идут дожди, поэтому на улице сыро и грязно.
Воспитатель: Третий месяц осени – ноябрь, называют его в народе «полузимник, ледовый кузнец»
Воспитатель: Почему так, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: В ноябр замерзают лужи и небольшие водоемы. Если вы окажетесь на берегу водоема в ноябре, когда в воде появился первый лед, ни в коем случае не наступайте на него. Это очень опасно!
Лед еще не очень крепкий и может проломиться. В это время улетают водоплавающие птицы. Какие?
Дети: Утки, гуси, лебеди
Воспитатель:Почему они улетают?
Дети: Им становится холодно, трудно найти еду
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру.
Д/и «Назови ласково»
Я буду говорить слова, а вы будете говорить ласково. Например: ветка-веточка, лист – листочек, дождь – дождик, ветер – ветерок, лужа – лужица, туча – тучка, дерево – деревце, птица – птичка, зонт – зонтик, солнце – солнышко, трава – травка, ручей – ручеек. Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрите на картинки, которые я вам приготовила и давайте вместе по картинкам составим осенние предложения.
(Иллюстрация картинок)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.
Дети, как в думаете, какого цвета осень?
Дети: желтая, красная, оранжевая, коричневая
Воспитатель: А можно сказать, что осень разноцветная?
Дети: Да
Воспитатель: Расскажите, еще какая погода осенью?
Д/И «Опиши погоду осенью»
Если идет дождь –. (дождливая, если сильный ветер –. (ветреная, если очень холодно. (холодная, а сыро-то. (сырая, небо все заволокло тучами. (пасмурная). Но вот показалось солнышко и стало тепло. (солнечная, теплая, на небе ясно, ни тучки-. (ясная, осень на дворе, погода. (осенняя).
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, подул ветерок?
Дети: Да
Воспитатель: Какой дует ветер осенью?
Дети: Холодный, злой, пронизывающий
Воспитатель: А что делает ветер?
Дети: Воет, гудит, ревет
Воспитатель: А Когда дует ветер и листочки опадают, это как называется явление?
Дети: Листопад
Воспитатель: Правильно. Листочки разлетаются. Я вам предлагаю поиграть с листочками.
П/и «Листья»
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо — влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним у кого мы в гостях?
Дети: В гостях у осени.
Воспитатель: Давайте на память мы подарим ей «Осенний ковер из листьев»
(Дети подходят к столу, берут по одному осеннему листочку и приклеивают в любом месте, чтобы получился красивый узор из листьев)
Воспитатель: Очень красивый получился у нас «Осенний ковер». Осень будет очень рада вашему подарку.
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Повторяйте за мной волшебные слова «Раз, два, три, вокруг себя обернись – в садик возвратись»
Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Мы с вами обязательно попадем еще в гости к осени.