Инга Исмаилова
Конспект занятия по развитию речи «Три богатыря»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательные задачи. Знакомство детей с картиной В. М. Васнецова «Три богатыря. Обогащение словарного запаса (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава). Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Три богатыря“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие задачи. Развитие связной речи, мышления, речевого слуха. Развитие общей моторики (координация речи с движениями)
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества, интереса к изобразительному творчеству
Оборудование. Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях.
Предварительная работа
. Рассматривание иллюстраций на тему. Просмотр мультфильмов. Чтение книги «Былины» в обработке А. Н. Нечаева. Рассматривание иллюстраций сказок. Разучивание стихотворения «Богатыри».
Ход ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент. /Мотивация детей на получение новых знаний. Подбор слов близких по значению /
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.
Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.
Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим.
II. Основная часть.
1. Рассматривание картины. Беседа по ней. /Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме «Богатыри»/
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите внимательно на картину.
Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями.
Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен : с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
2. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. /
Воспитатель: Кто такие богатыри?
Дети: Воины, борцы, защитники.
Воспитатель: А какие они были?
Дети. Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.
Воспитатель: А что они делали?
Дети: Защищали, охраняли Русь
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети. Из былин, русских народных сказок, поэм.
Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети: Было
Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.
3. Физкультминутка «Богатыри» /Развитие общей моторики. Координация речи с движениями/
Воспитатель: А вы хотите быть такими же сильными как богатыри?
Богатырь - вот он каков : Показывают силача
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, Имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, Поднимаем руки высоко вверх
Станем, как богатыри!
4. Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!» /Развитие мышления, речевого слуха. Обогащение словаря по теме. /
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.
Дети: Кольчуга.
Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?
Дети: Кольчуга сделана из колечек.
Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
5. Составление небольшого рассказа по картине. /Развитие связной речи/
Воспитатель: Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины. Расскажите о нё м:
Кто это?
Дети: Это богатырь Илья Муромец.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Он сильный, храбрый, смелый.
Воспитатель: Какие у него доспехи?
Дети: У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем.
Воспитатель: Какой у него конь?
Дети: У него черный большой конь.
Воспитатель: Как он вооружён?
Дети: В руках у него копье и булава.
Воспитатель: Чем он отличается от других богатырей?
Дети: Он старше всех богатырей.
Воспитатель: А теперь попробуем рассказать о Добрыне Никитиче. Что мы можем сказать о нём?
Ответы детей.
Воспитатель: Третий богатырь – Алёша Попович. Попробуем составить рассказ и о нём. Кто хочет рассказать?
В ходе рассказов воспитатель помогает, подсказывает нужные слова, фразы, даёт указания, про что ещё можно рассказать, поощряет, оценивает.
III. Рефлексия. /Оценка работы детей/
Воспитатель: Вспомните, как называется картина? Кто её написал? Кто из богатырей вам больше нравится?