Елена Русина
Рассматривание картины В. М. Васнецова. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей с произведением искусства –
картиной В. М. Васнецова. Продолжать знакомить детей с историей нашей
Родины на основе конкретных исторических событий и героев; пробуждать
интерес к жизни предков. Познакомить с названием элементов военного
костюма воина-богатыря. Установить взаимосвязь богатырской силы с героями- освободителями ; учить анализировать картину.
Формировать и развивать патриотические чувства на основе ознакомления с
Публикация «Рассматривание картины В, М, Васнецова, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник, знакомство с картинами
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
боевыми традициями нашего народа. Поддерживать и развивать
стремление детей рассказывать по собственной инициативе. Создать образ русской богатырской дружины посредствам коллективной деятельности детей.
Воспитывать гордость за Землю Русскую, уважение и любовь к нашим предкам,к семье, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос.
Воспитывать уважение к прошлому, чтить память погибших защитников.
Активизация имеющихся знаний.
Обогащение и активизация словаря :
шлем, кольчуга, дружина, лук и стрелы – доспехи ;Русь, Родина, Отчизна.
Предшествующая работа :
Чтение былин об Илье Муромце, книг из серии «Наше Отечество», «Имя твое» ;былины ;произведения И. Никитина,Т. Курбатовой. Рассматривание репродукций картин художников-передвижников: В. Верещагина; В. Васнецова ; И. Шишкина ; А. Саврасова ; И. Левитана. Заготовки для коллективной работы (шлем, щит, колье,кольчуга). Прослушивание фрагмента «Богатырской симфонии» А. Бородина ; произведений П. И. Чайковского ; русские народные мелодии, «Моя Россия» К. Калкера.
Оборудование:
репродукция картины В. М. Васнецова, клей, кисть, цветная бумага, фольга, ватин и салфетки. Аудиозаписи музыкальных произведений, мультимедийная система.
Ход:
Под музыку «Моя Россия» К. Калкера дети входят в группу и становятся полукругом. Воспитатель становится в центре.
Воспит: - В давние-давние времена, большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей. Каждый раз на защиту своей Родины вставали русские люди. Ребята, как называли в те далекие времена защитников?
(богатыри, ратники, витязи) (показ слайдов)
Воспит. - Богатыри – защитники русской земли. Много песен, былин и легенд складывал народ об их силе, храбрости, смелости и подвигах. Слава о богатырях дошла и до наших дней. Каких русских богатырей, ребята,вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Микула Селянович) (просмотр слайдов)
Воспит. – Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».Художник работал над этой картиной более 25 лет. Три могучих богатыря стерегли покой русской земли. Перед ними расстилалась широкая степь, за спиной – дремучие леса, села и города. Были ведь среди их подвигов не только подвиги былинные, но и сказочные. С кем сражались, эти могучие богатыри? (Змей Горыныч, Соловей Разбойник,Тугарин Змеевич).
Ребенок. Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три сказочных богатыря-
Коней оседлали могучих.
Ребенок. От силы жестокой, вражьей –
народ берегут они.
И грозно стоят на страже,
Нашей родной земли. (слайды)
Воспит. – А,как бы вы, назвали эту картину? (произвольные ответы детей)
Воспит. - В самом центре картины на могучем коне - богатырь Илья Муромец. Приложив руку к глазам, он зорко всматривается в даль: не идет ли вражеское войско? Справа от Ильи Муромца на мохнатом белом коне другой богатырь- Добрыня Никитич. А по левую руку – самый юный богатырь – Алеша Попович. Ребята, какого роста были богатыри? (ответы детей)
Воспит. –Да, богатыри огромного роста, все это говорит об огромной силе русских воинов. Кто, по вашему мнению, самый старший и сильный из богатырей? (ответы детей)
Воспит. - Посмотрите, у какого богатыря самые богатые доспехи (ответы детей)
Воспит. - Художник Васнецов показал нам, что богатыри не только побеждают врага силой, но и хитростью и смекалкой. Кто из богатырей мастер и сказки сказывать и песни слагать. Приглядитесь, что за спиной у одного из богатырей. Что это, за предмет? (ответы детей)
Воспит. – Да,самый младший богатырь –Алеша Попович. За его спиной гусли-самогуды. Обратите внимание, у кого из богатырей меч? А у кого палица и копье? Кто держит лук со стрелами в руках? (произвольные ответы детей)
Воспит. - А как одеты богатыри? Что защищает грудь и спину, посмотрите на головной убор богатыря. (ответы детей)
Воспит. –Посмотрите, какие у них большие мечи, копья и палицы. Как можно назвать их одним словом? (доспехи, снаряжение)
Воспит. - Легкое ли у них снаряжение? (ответы детей)
Ребенок. Три защитника, три брата, три богатыря!
«Русь на воинов богата!»-
Говорят не зря!
Ребенок. С поля боя нет возврата,
За спиною - Русь,
Мать-земля, родные хаты…
Ребенок. - Эй, смелее в бой ребята!
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь….
(Т. Курбатова)
Воспит. – Пришло время и нам показать свою силушку.
Физминутка:
Богатырь - вот он каков : дети маршируют на месте
Он силен, он здоров, повороты в стороны
Он из лука стрелял, имитация движений
Метко палицу бросал.
На границы стоял, зорко-зорко наблюдал.
Подрастем, мы и,смотри прыжки на месте
Станем, как богатыри!
Воспит. – Кто по вашему мнению был лучшим другом богатырей? (ответы детей)
Воспит. - Да, конь – лучший друг и помощник, богатыря. Обратите внимание на коня Ильи Муромца, какие мощные ноги у него, он опустил голову,как будто прислушивается, не скачут ли недруги. По каким еще внешним признакам можно узнать этого коня? (ответы детей)
Воспит. – Художник Васнецов показал нам и верного помощника Добрыни Никитича, коня Белеюшку. Посмотрите, как конь, почуяв не ладное, раздул ноздри и вытянулся в струнку. Вот-вот полетит навстречу опасности, только грива и хвост будут развиваться на ветру. Что вы, можете рассказать о коне Алеши Поповича? (ответы детей)
Воспит. – Посмотрите, под ногами этих сильных богатырских коней, много маленьких елочек. Елочки маленькие и слабые, а наши богатыри сильные и могучие. Чтобы выросли эти елочки их надо защитить,как нашу родную землю. Земля накормит нас хлебом, напоит водой ключевой, спрячет в лесах. А вот постоять за себя не может, на ее защиту встают богатырские дружины. Ну-ка, покажем и мы свою удаль.
РАЗМИНКА.
Под музыку «Богатырская наша сила» Стаса Намина дети выполняют ритмические движения.
ВОСПИТ. - Предлагаю, вам ребята создать свою богатырскую дружину. Отразим богатырскую силу и славу : украсим одежду – кольчугу; шлем воинский и доспехи богатырей.
(самостоятельная работа детей под фрагмент «Богатырской симфонии» А. Бородина)
Воспит. – Да у нас получилась отличная богатырская дружина.
Ребенок. Широка ты, Русь,
По лицу земли.
В красе царственной
Развернулась!
Ребенок. У тебя ли нет-
Богатырских сил,
Старины святой-
Громких подвигов?
Ребенок. Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью!
Ребенок. Встать за честь твою-
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
(И. Никитин)
Воспит. - Горячо любили наши предки Родину, Русь Великую, Отчизну милую, потому и защищали ее со всей богатырской силой. И нам эту любовь завещали. (слайды)
Ребенок. Наши прапрадеды, славные деды-
На Русь приносили большие победы!
И мы подрастем – приумножим их славу!
Воспит. - Ребята, помните, что защитник Отечества - славное звание. Им надо гордиться. А сейчас я приглашаю вас, рассмотреть нашу богатырскую дружину.
(Дети рассматривают работы своих товарищей.)