Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи «Лето. Цветы на лугу»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Лето. Цветы на лугу». Расширение естественнонаучных представлений, закрепление знания признаков лета.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, речевой активности, общей, тонкой и артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, координации речи с движением, творческого воображения.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Лето, Цветы на лугу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Лето. Конспекты занятий по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Развитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Мяч, серия сюжетных картинок «Подарок», «звучащий мячик», целые и разрезанные на части картинки с изображениями полевых цветов (4—6 частей, разные виды разреза, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа. Подбор определений к изображениям полевых цветов.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие памяти. Совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений).]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с мячом в руках, здоровается с ними и сразу приглашает их на ковер.
Логопед. Давайте вспомним приметы лета. Будем бросать мяч друг другу и рассказывать, что происходит летом в природе, чем занимаются дети. Летом ярко светит и греет солнышко.
1-й ребенок. На деревьях зеленые листья.
2-й ребенок. В траве много цветов.
3-й ребенок. Созревают земляника и малина.
4-й ребенок. Вода теплая, и можно купаться.
Логопед. Дети много гуляют, играют в футбол.
1-й ребенок. Еще они катаются на велосипедах.
2-й ребенок. Они живут на даче.
3-й ребенок. И ходят в лес за грибами.
4-й ребенок. Или едут на море с папой и мамой.
Логопед. Молодцы! Вот как много вы знаете о лете. Сегодня мы поговорим о лете, о цветах на лугу. Мне хочется, чтобы вы показали, чему вы научились в этом году, как много узнали нового и интересного.
2. Составление рассказа по серии картинок «Подарок». [Развитие связной речи. ]
Логопед раскладывает на ковре перед детьми серию картинок.
Логопед. Сегодня мы составим рассказ по серии картинок «Подарок». Но сначала их нужно разложить по порядку. Рассмотрите их и расставьте по порядку на мольберте.
Дети раскладывают картинки. Если нужно, логопед оказывает им помощь, направляет их действия, а затем предлагает сесть на стульчики перед мольбертом.
Логопед. Вы правильно разложили картинки, а теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой из них. Кого мы видим на первой картинке?
Дети. Мы видим девочку, ее маму, папу, бабушку и дедушку.
Логопед. Что делают взрослые и почему?
Дети. Они поздравляют девочку и дарят ей подарки. Наверное, у нее день рождения.
Логопед. Расскажите, что дарят девочке.
Дети. Бабушка дарит куклу, мама — букварь, папа — мяч. А дедушка несет клетку с кроликом.
Логопед. Мы не рассказали о времени года на картинке. Какое время года наступило? Почему вы так думаете?
Дети. Наступило лето. Девочка живет на даче. Кругом все зеленое. Много цветов. Светит яркое солнышко.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали о лете. Молодцы! Теперь рассмотрим вторую картинку. Что делают девочка и дедушка?
Дети. Девочка и дедушка присели около клетки с кроликом. Девочка открыла клетку и гладит кролика. Он ей очень нравится.
Логопед. А что делают остальные взрослые?
Дети. Они смотрят на девочку и улыбаются.
Логопед. Кого мы видим вдалеке?
Дети. К девочке идут гости.
Логопед. Правильно. Давайте рассмотрим третью картинку. Что делают дети?
Дети. Подружка дарит девочке мишку, а мальчик — воздушные шары.
Логопед. Что в это время делает кролик?
Дети. Он убегает в кусты.
Логопед. Верно. Девочка забыла закрыть клетку, и кролик убежал от нее. Теперь посмотрите на четвертую картинку. Что делают дети?
Дети. Девочка хотела показать друзьям кролика. А он уже убежал. И девочка заплакала.
Логопед. Правильно. Рассмотрим следующую картинку. Что делают дети и взрослые?
Дети. Все ищут кролика. Бабушка заглядывает под стол. Мама ищет на клумбе, а дети — в кустах.
Логопед. Все расстроены и очень хотят помочь девочке. И чем же заканчивается эта история? Посмотрите на последнюю картинку.
Дети. На грядке сидит кролик и грызет капустный листок. Его увидел дедушка и показал детям. Дети обрадовались.
Логопед. Вот как хорошо все закончилось. Правда? А теперь давайте пойдем на коврик и поиграем.
3. Подвижная игра «На лужайке» [Координация речи с движением. ]
На зеленой на лужайке
Заиграла балалайка. Стоят лицом в круг и изображают игру на балалайке.
Заиграла дудочка,
Дудочка - погудочка. Изображают игру на дудочке.
В сарафане красненьком
Заплясала Настенька. Пляшут.
4. Повторение рассказа по серии картинок логопедом. [Развитие речевого слуха. Создание целостного впечатления об изображенном на картинках. ]
Логопед вновь приглашает детей на стульчики перед мольбертом.
Логопед. А теперь послушайте весь рассказ целиком. Вы будете рассматривать картинки, а я буду рассказывать. Если вы хотите, можете рассказывать вместе со мной.
Наступило лето. Светит яркое солнышко. Стало тепло. Аленка переехала жить на дачу. Сегодня у нее день рождения. Мама, папа, бабушка и дедушка поздравляют ее и дарят ей подарки. Бабушка дарит куклу, мама — букварь, папа — мяч, а дедушка — живого белого кролика. Кролик очень понравился Аленке. Она открыла клетку и стала его гладить.
В это время к Аленке пришли гости, ее друзья. Машенька принесла ей мишку, а Илюша — воздушные шары. Аленка подошла к гостям и забыла закрыть клетку. Пока девочка принимала поздравления, кролик убежал в кусты. Аленка хотела показать кролика друзьям и увидела, что он исчез. Девочка чуть не заплакала. Все бросились искать беглеца. Бабушка заглядывает под стол. Мама ищет на клумбе, а дети — в кустах.
Вдруг дедушка увидел кролика. Проказник сидел на грядке и с аппетитом грыз капустный листок. Дедушка позвал детей и показал им беглеца. Как все были рады!
5. Игра «Кто больше?» [Подбор слов на заданные звуки. Развитие фонематических представлений. ]
Логопед убирает серию картинок и предлагает детям пройти за стол.
Логопед. А теперь поиграем с волшебным «звучащим мячиком». Послушайте, как мелодично он звучит.
Логопед показывает, как звучит мячик. Дети по очереди берут его в руки и слушают, как звенит колокольчик в нем.
Логопед. С какого звука начинается слово «кролик»?
Дети. Со звука [к].
Логопед. Верно. Тот, к кому прикатится от меня волшебный мячик, должен будет вспомнить слово, в котором есть этот звук, и вернуть мячик мне.
Все дети подбирают по одному слову.
Логопед. Ас какого звука начинается имя друга Аленки — Ильи?
Дети. Со звука [и].
Логопед. Теперь тот, к кому я прикачу мяч, должен вспомнить слово со звуком [и] и вернуть мяч мне.
Дети подбирают по одному слову.
Логопед. Молодцы! Очень хорошо!
6. Разрезные картинки «Полевые цветы». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение словаря по теме «Полевые и луговые цветы».]
Логопед убирает «звучащий мячик» и раздает детям конверты с картинками.
Логопед. Достаньте картинки, рассмотрите и назовите их.
Дети. Ромашка, колокольчик, василек, незабудка.
Логопед. Положите картинки перед собой. Достаньте части разрезанных картинок, сложите такие же картинки, как те, что вы назвали.
Дети собирают картинки.
Логопед. Молодцы. А теперь расскажите о цветах. Какие они?
1-й ребенок. Ромашка белая, красивая.
2-й ребенок. Колокольчик синий, маленький.
3-й ребенок. Василек синий, резной.
4-й ребенок. Незабудка голубая, нежная.
Логопед. Хорошо. А теперь давайте перечислим, что можно делать с полевыми цветами.
Дети. На них можно смотреть. Их можно собирать, рисовать, нюхать, дарить маме.
Логопед. Отлично. Молодцы. Уберите картинки в конверты.
7. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада шипящих звуков. ]
Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает, как нужно сесть, предлагает сделать упражнения «Лопата», «Вкусное варенье», «Прятки», «Чашечка», которые они научились делать на предыдущих занятиях. Для сопровождения артикуляционной гимнастики логопед использует игрушки.
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед убирает игрушки.
Логопед. Вот и закончилось наше занятие в этом учебном году. Вы подросли, стали умнее, научились красиво говорить. Что понравилось вам на сегодняшнем занятии?
Дети. Собирать картинки, играть со «звучащим мячиком», составлять рассказ «Подарок».
Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Я горжусь вами!